Предъявления Корана
Из достоверных хадисов известно, что каждый год ангел Джибриль, мир ему, приходил к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, чтобы повторить Коран вместе с ним. Этот процесс называется предъявлением Корана. Передают со слов Абу Хурайры, что Джибриль проверял чтение Корана Пророком, мир ему и благословение Аллаха, один раз в году, а в год его кончины он проверил его дважды. И уединялся Пророк, мир ему и благословение Аллаха, каждый год в течение десяти дней, а в год своей кончины он уединился в течение двадцати дней [Бухари 4998].
Также передают со слов Фатимы, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ей по секрету: «Джибриль обычно повторял со мной Коран один раз в году, а в этом году он повторил его со мной дважды, и я думаю, что мой срок уже близок» [Бухари 3624, Муслим 2450]. Из этого хадиса следует, что Джибриль, мир ему, читал Коран Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а тот в свою очередь читал его Джибрилю. В последний раз они повторили Коран в рамадане 10 года хиджры. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, покинул этот мир в раби-уль-аввале 11 года хиджры. Это значит, что после последнего предъявления Корана ниспослание откровений продолжалось. Среди ниспосланного в тот период был аят: «Сегодня Я сделал для вас вашу религию совершенной…» (сура 5 «Трапеза», аят 3). Между улемами нет разногласий по поводу того, что он был получен в долине Арафат во время прощального паломничества [Фатх Аль-Бари 9/44].
Однако улемы разошлись во мнениях о том, какое чтение использовали Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и Джибриль, мир ему, во время последнего предъявления Корана. Как пишет Ибн Хаджар, имам Ахмад, Ибн Абу Давуд и ат-Табари передали хадис известного таби ‘Убайды ибн ‘Амра ас-Сальмани о том, что «чтение, которое ‘Усман сделал единым для людей, соответствует последнему предъявлению». Такое же сообщение приводится со слов другого выдающегося таби Мухаммада ибн Сирина (ум. 110/729). Также передают слова Самуры ибн Джундуба: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, читал Коран [вместе с Джибрилем] несколько раз, и нам говорили, что наше чтение основано на последнем предъявлении» [Хаким 2904]. Аль-Хаким называет это сообщение достоверным, а Ибн Хаджар — хорошим.
Противоположного мнения придерживался ‘Абдаллах ибн ‘Аббас. Муджахид рассказывал, что однажды Ибн ‘Аббас спросил: «Какое из двух чтений вы считаете последним?» Люди сказали: «Чтение Зайда ибн Сабита». Он сказал: «Нет. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ежегодно читал Коран Джибрилю, а в тот год, когда он скончался, он прочёл его дважды, и последним было чтение Ибн Мас‘уда» [Хаким 2903]. Это сообщение подтверждается рассказом Абу Зибьяна о том, что Ибн ‘Аббас сказал ему: «Какое из двух чтений ты читаешь?» Он ответил: «Первое чтение — чтение Ибн Умм ‘Абда (так называли ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда)». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Напротив, оно — последнее. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ежегодно читал Коран Джибрилю, а в год своей кончины он прочёл его дважды. Ибн Мас‘уд присутствовал при этом и узнал, что было отменено и что было заменено». Ибн Хаджар приводит этот хадис со ссылкой на ан-Насаи и называет его иснад достоверным.
После этого Ибн Хаджар приходит к заключению, что в последний год Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл Коран вместе с Джибрилем двумя способами, каждый из которых можно считать последним. Это — чтение Зайда ибн Сабита, которое получило наибольшее распространение во времена правления ‘Усмана, и чтение ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда [Фатх Аль-Бари 9/44-45].