Отличия Корана от предыдущих Писаний
Священный Коран был ниспослан Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, и является последним, самым славным и совершенным из Священных Писаний. Коран подтвердил истинность предыдущих Писаний и защитил их от лжи, которую возвели нечестивцы. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний и для того, чтобы оно охраняло их [и свидетельствовало о них]» (сура 5 «Трапеза», аят 48).
Священный Коран аннулировал законы предыдущих пророков и предписания, ниспосланные в предыдущих Писаниях. Послание ислама обращено ко всем людям без исключения, будь то иудеи, христиане или невежественные язычники, не следующие путём пророков и не читающие Священных Писаний. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Фуркан, чтобы он предостерёг творения» (сура 25 «Различение», аят 1); «Суди между ними по тому, что ниспослал Аллах, не потакай их прихотям и остерегайся, как бы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах лишь хочет покарать их за некоторые их грехи. Поистине, многие из людей — нечестивцы» (сура 5 «Трапеза», аят 49).
Коранических аятов на эту тему очень много. В пречистой Сунне также есть свидетельства в пользу этого. Передают со слов Джабира ибн Абдаллаха, что Умар ибн аль-Хаттаб принёс Пророку, мир ему и благословение Аллаха, книгу, которую он отнял у одного из людей Писания. Он прочел её Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и тот разгневался. Он сказал: «Она привела вас в замешательство, о Ибн аль-Хаттаб! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, я принёс вам чистое и ясное Писание. Не спрашивайте их ни о чём, а не то они скажут вам правду, а вы сочтете её ложью, или же они солгут вам, а вы поверите им. Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если бы Муса был жив, ему бы не осталось ничего, кроме как последовать за мной» [Ахмад 15195, Бидая 2/359].
И если нам ясно, что Коран отменил законы предыдущих Писаний и является единственным небесным Откровением, посредством которого люди и джинны могут поклоняться Аллаху после пришествия Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, то мы обязаны признать его превосходство над остальными Писаниями. Это объясняется несколькими особенностями Корана, уверовать в которые обязан каждый мусульманин.
Во-первых, как мы уже отметили, Священный Коран обращён ко всем людям и джиннам, и никто не имеет права отвергать Коран или поклоняться Аллаху, не признавая коранических предписаний. Всевышний сказал: «Скажи: “Чьё свидетельство самое важное?” Скажи: “Аллах — Свидетель между мною и вами. Этот Коран был внушён мне для того, чтобы я предостерёг им вас и тех, до кого он дойдёт”» (сура 6 «Скот», аят 19).
Во-вторых, и мы также отметили это, Коран отменил предыдущие Писания, и поэтому после его ниспослания никому не позволительно поклоняться Аллаху, опираясь на предыдущие законодательства. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание с истиной, чтобы ты рассуживал между людьми так, как тебе показал Аллах» (сура 4 «Женщины», аят 105); «От того, кто ищет другую религию, помимо ислама, ничто не будет принято, и в последней жизни он будет одним из потерпевших убыток» (сура 3 «Семейство Имрана», аят 85).
В хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, если кто-либо из этой общины, иудеев или христиан услышит обо мне, а потом не уверует в меня, он окажется среди обитателей Огня» [Ибн Манда 1/314-315, Сильсиля сахиха 157].
В-третьих, кораническое законодательство является лёгким и необременительным, в отличие от предыдущих законодательств, которые содержали много тяжёлых запретов и ограничений. Описывая послание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, Всевышний сказал: «Он повелит им одобряемое и запретит им предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым — скверное, освободит их от бремени и оков» (сура 7 «Ограды», аят 157).
В-четвёртых, Коран — единственное из небесных Писаний, которое Аллах обязался оберегать от любых искажений. Всевышний сказал: «Поистине, Мы ниспослали напоминание, и Мы оберегаем его» (сура 15 «Хиджр», аят 9); «Ложь не подберётся к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано Мудрым, Достохвальным» (сура 41 «Разъяснены», аят 42).
Господь обязался сохранить даже толкование Священного Корана, поскольку оно необходимо для его правильного понимания. В Коране по этому поводу говорится: «Нам надлежит собрать его и прочесть. Когда же Мы прочтём его, читай его следом. Потом Нам надлежит разъяснить его» (сура 75 «Воскресение», аяты 17-19).
Для сохранения содержания и смысла Корана Аллах создал улемов, которые выполнили свой долг самым прекрасным образом. Со времён Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и до наших дней праведные учёные заучивают наизусть текст Корана, постигая его истинные смыслы и воплощая в жизнь его предписания. Верно служа Писанию Аллаха, они составили многотомные труды о его толкованиях и чтениях, о его ясных и неочевидных аятах, о мекканских и мединских откровениях, об упомянутых в нём религиозных предписаниях, об отмене одних аятов другими, об обстоятельствах ниспослания аятов, о примерах и сравнениях в Коране, о его многосторонней неподражаемости и т. п.
В-пятых, Священный Коран, как и предыдущие небесные Писания, неподражаем. Предыдущие священные книги содержали правдивые известия о сокровенном, о событиях в далёком прошлом и в будущем, и в этом смысле они были чудесными и неповторимыми. Между тем их стиль и композиция, по мнению улемов, не были неповторимыми. Ни в иудаизме, ни в христианстве нет доктрины о неповторимости их священных книг, и в Коране ничего не говорится о том, что кто-либо из древних пророков бросил своим противникам вызов сочинить нечто подобное той книге, которую он принёс [Иткан [1]/658].
Что же касается Корана, то он является чудесным не только по своему содержанию, но и по форме и слогу. Ни люди, ни джинны не способны создать что-либо подобное Корану, что делает его величайшим из чудес и вечным аргументом Аллаха за или против творений. Всевышний велел: «Скажи: “Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто подобное этому Корану, [клянусь], они не сделали бы этого, если бы даже помогали друг другу”» (сура 17 «Ночной перенос», аят 88).
В-шестых, в Коране разъяснено всё, в знании чего люди нуждаются для приведения в порядок своих религиозных и мирских дел. Всевышний сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всего, как верное руководство, милость и благую весть для мусульман» (сура 16 «Пчёлы», аят 89).
Один из первых мусульман, славный сподвижник Абдаллах ибн Масуд говорил: «В этом Коране ниспосланы любые знания, и всякая вещь разъяснена в нём для нас». Другой известный комментатор Муджахид ибн Джабр (ум. 104/722) сказал: «Для разъяснения всего, что им дозволено и что им запрещено» [Табари 14/334].
В-седьмых, Аллах облегчил изучение и запоминание Корана для каждого, кто искренне стремится к этому. Всевышний сказал: «Мы уже облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?» (сура 54 «Луна», аят 17).
Комментируя этот аят, Муджахид сказал: «Аллах облегчил его чтение». Ас-Судди сказал: «Мы облегчили его произнесение для языка». Ибн Аббас же сказал: «Если бы Аллах не облегчил его произнесение человеческим языком, то никто из людей не смог бы произнести Слова Аллаха» [Ибн Касир 7/478]. Господь облегчил произнесение Корана, ниспослав его на семи чтениях, и облегчил его смысл для понимания и размышления над ним, и для того, чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к тому, что происходит вокруг.
В-восьмых, Коран передаёт суть предыдущих Писаний и разъясняет основные принципы предыдущих законодательств. Всевышний сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: “Поддерживайте религию и не разделяйтесь из-за неё”» (сура 42 «Совет», аят 13).
Василя ибн аль-Аска рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вместо Торы мне были дарованы семь длинных сур, вместо Псалтиря — суры, состоящие из около ста аятов, вместо Евангелия — часто повторяемые суры (масани), и вдобавок я получил расчленённые суры (муфассаль)» [Ахмад 17023, Таялиси 1105, Сахих аль-джами 1059]. Из этого хадиса следует, что некоторые коранические откровения, исключительные по форме и содержанию, были дарованы только Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Они особо подчёркивают превосходство Корана, о чём сообщается и в других преданиях. Абдаллах ибн Аббас рассказывал, что однажды, когда ангел Джибриль сидел рядом с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, он услышал, как сверху раздался звук. Джибриль поднял голову и сказал: «Это врата на небе, которые открылись сегодня и не открывались никогда прежде». А потом к ним пришёл ангел, который спустился через эти врата, и Джибриль сказал: «Этот ангел спустился на землю впервые. Никогда ещё он не спускался вниз». Потом ангел поприветствовал Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сказал: «Возрадуйся двум светочам, которые даны тебе и которые не были даны никому из пророков до тебя. Это — сура “Открывающая Коран” и последние аяты суры “Корова”, и что бы из них ты ни прочёл, ты обязательно получишь это!» [Муслим 806].
В-девятых, Коран содержит подробные повествования о пророках и древних народах, некоторые из которых были истреблены полностью. Всевышний сказал: «Мы рассказываем тебе вести о посланниках, которыми укрепляем твоё сердце» (сура 11 «Худ», аят 120); «Так Мы рассказываем тебе вести о том, что было в прошлом. Мы уже дали тебе напоминание от Нас» (сура 20 «Та, ха», аят 99); «Это некоторые из вестей о селениях, которые Мы рассказываем тебе. Одни из них всё ещё стоят, а другие уже скошены» (сура 11 «Худ», аят 100).
В-десятых, Коран является последним по времени ниспослания небесным Откровением, после которого уже не будет Священных Писаний, и поэтому он свидетельствует обо всех предыдущих Божьих откровениях: «Он ниспослал тебе Писание с истиной в подтверждение того, что было до него. Он ниспослал Тору и Евангелие, которые раньше были верным руководством для людей, и ниспослал фуркан» (сура 3 «Семейство Имрана», аяты 3-4).
Другой важной особенностью Корана, во многом объясняющей его превосходство и универсальность, является ниспослание откровений частями. Этим Коран отличается от предыдущих Писаний, которые были ниспосланы целиком за один раз. Выдающийся хадисовед Ибн Абу Хатим (ум. 327/938) передал слова Ибн Аббаса: «Иудеи спросили: “Абу аль-Касим (так называли Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха), почему Коран не был ниспослан целиком за один раз, как была ниспослана Мусе Тора?” Тогда Аллах ниспослал аят: “[Мы ниспослали его] так, чтобы укрепить им твоё сердце, и разъяснили его вразумительно (25:32)”». Он же передал слова Ибн ‘Аббаса о том, что об этом его спросили многобожники [Ибн Абу Хатим 15126, 15127].
В пользу того, что Тора была ниспослана целиком, свидетельствуют и другие коранические аяты: «Он сказал: “О Муса, Я возвысил тебя над людьми Своими посланиями и тем, что Я говорил с тобой. Бери же то, что Я дал тебе, и будь благодарен”. Мы написали для него на скрижалях увещевание обо всём и разъяснение всего» (сура 7 «Ограды», аят 144-145). По этому поводу есть и другие священные тексты.
Ниспослание Священных Писаний целиком было обременительным для людей, потому что на них сразу возлагались большие обязательства, и лишь немногие, которым Аллах оказал величайшую милость, покорялись сразу. Сабит ибн аль-Хаджжадж рассказывал: «Тора была дана им целиком, но она показалась им слишком велика, и они отказывались принять её, пока Аллах не воздвиг над ними гору, словно тучу, и только после этого они приняли Тору» [Ибн Абу Хатим 8519].
Ничего подобного не происходило при ниспослании Корана, который оповещал мусульман об ограничениях религии по мере того, как крепла их вера в Аллаха и уменьшалась их привязанность к мирским утехам. О пользе ниспослания Корана и всего мусульманского Шариата частями не раз говорится в Писании Аллаха: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша, и Мы ниспослали его частями» (сура 17 «Ночной перенос», аят 106).
Шейх ас-Сади пишет: «Мы ниспослали этот Коран частями, отделяя прямой путь от заблуждения, а истину — от лжи, “чтобы ты читал его людям не спеша”, то есть неторопливо, чтобы они могли задуматься над ним, поразмыслить над его значениями и сделать для себя выводы» [Сади [1]/940-941].
Всевышний сказал: «Неверующие сказали: “Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?” [Мы ниспослали его] так, чтобы укрепить им твоё сердце, и разъяснили его вразумительно» (сура 25 «Различение», аят 32).
Шейх ас-Сади пишет: «Каждый раз, когда на него нисходили аяты Корана, это добавляло ему уверенности и стойкости, особенно когда были причины для беспокойства. Ниспослание аятов Корана в связи с каким-то событием имело большее воздействие и лучше укрепляло сердца, чем если бы эти аяты были ниспосланы раньше, а потом читались по какому-либо поводу» [Сади [1]/1197].
Мы вкратце рассмотрели некоторые особенности Писания Аллаха, которые объясняют его превосходство над другими посланиями. Если на то будет воля Аллаха, на страницах этой книги мы рассмотрим эти вопросы более подробно, чтобы желающий познать истину смог найти верный подход к изучению Корана и воплощению в жизнь его канонов и заповедей.