Место Сунны в Исламе
Коранические аяты и достоверные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что ниспосланные Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, откровения не ограничиваются тем, что вошло в Коран. Мы уже отмечали, что Коран — это Слово Аллаха. Господь произнёс его истинно и научил ему ангела Джибриля, который услышал его и передал Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха. Вторым источником Божьего откровения в исламе является Сунна.
Арабское слово сунна означает ‘обычай; дорога; установление, закон’. В этом смысле оно может иметь как положительный, так и отрицательный характер. В достоверном хадисе, переданном со слов Абу Джухайфы, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто положит начало доброму обычаю, которому будут следовать после него, тот получит свою награду и награду тех, кто последовал за ним, и их награда от этого ничуть не уменьшится. А кто положит начало дурному обычаю, которому будут следовать после него, тот взвалит на себя свой грех и грех тех, кто последовал за ним, и их грех от этого ничуть не уменьшится» [Ибн Маджа 203, Сахих аль-джами 6306].
В шариатских дисциплинах сунна имеет различные определения. В законоведении сунной называются предписания, которые Законодатель приказал выполнять, но не сделал обязательными. Знатоки хадисов называют Сунной предания обо всех словах и поступках, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал сам или одобрял, а также о нравственных и внешних качествах, которыми он отличался до начала пророчества и после того. Нас же интересует только та часть Сунны, которая освещает его слова и поступки после начала пророчества, потому что именно в этот период Посланник, мир ему и благословение Аллаха, получал Откровение и руководствовался Божьими повелениями.
Сунна складывается из хадисов, которые делятся на две части: хадисы набави и хадисы кудси. Хадисы набави чаще всего называют просто хадисами. Они охватывают слова и поступки, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершал сам или одобрял, а также его качества и характеристики. Хадисы кудси — это предания, которые Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал от имени своего Господа, в точности передавая их смысл. То есть в них обязательно сообщается, что Всевышний Аллах сказал то-то и то-то.
Есть мнение, что хадисы кудси являются словами Аллаха как по смыслу, так и по форме, но Аллах не сделал их частью Корана. Они превосходят остальные хадисы, которые по форме являются словами Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что слова Аллаха всегда превосходят слова творений. Тем не менее, в отличие от аятов Корана, хадисы кудси не являются неподражаемыми и чудесными по стилю и содержанию и не оберегаются Аллахом от искажения и исчезновения. Ещё одно отличие аятов Корана от хадисов кудси — то, что чтение Корана на арабском языке само по себе является способом поклонения и приближения к Аллаху, когда за каждый прочитанный аят и даже за каждую букву верующий получает награду [Заркани 1/45-46]. Кроме того, хадисы кудси не обязательно передаются настолько большим числом передатчиков, что в их надёжности нельзя усомниться. То есть, если в правдивости и точности аятов Корана нельзя сомневаться, и тот, кто сомневается в них, становится неверующим, то в случае с хадисами кудси это не так.
Согласно другому мнению, хадисы кудси являются словами Аллаха по смыслу, но не по форме. То есть Пророк, мир ему и благословение Аллаха, получал откровение, а потом передавал его своими словами [Каттан. Мабахис [1]/22-23]. В пользу этого свидетельствует тот факт, что ранние мусульмане пересказывали их по смыслу. Что же касается остальных изречений Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то некоторые из них были основаны на Божественном откровении, а некоторые — на его собственных суждениях и выводах.
Доказательства того, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в своих словах и поступках руководствовался Откровением от Господа, встречаются во многих аятах. Всевышний сказал: «И говорит он не по прихоти [своей]. Это лишь откровение, которое внушается [ему]» (сура 53 «Звезда», аяты 3-4).
Комментируя эти слова, ‘Абд-ар-Рахман ас-Са‘ди пишет: «Он не говорит то, что приходит ему на ум, а следует только тому, что Аллах внушает ему из верного руководства, поступая богобоязненно и призывая к этому других. Эти аяты являются доказательством того, что Сунна — это Откровение, которое Аллах ниспослал Своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха» [Сади [1]/1730].
Всё это подтверждается аятом, в котором Господь однозначно засвидетельствовал, что Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, помимо Священного Корана, была ниспослана и мудрость: «Аллах ниспослал тебе Писание и мудрость и научил тебя тому, чего ты не знал. Милость Аллаха к тебе велика» (сура 4 «Женщины», аят 113). Ат-Табари пишет: «Вместе с Писанием Он ниспослал тебе мудрость, то есть разъяснение того, что изложено в Писание сжато: дозволенного и запрещённого, повелений, запретов и предписаний, обещаний и угроз» [Табари 7/480].
Аллах научил Пророка, мир ему и благословение Аллаха, мудрости, чтобы он разъяснил людям смысл Божьего Писания и обучил их всему, что они должны знать для искреннего и правильного выполнения своих обязанностей и поклонения Господу. В Коране говорится: «А тебе Мы ниспослали напоминание, чтобы ты разъяснил людям ниспосланное им и чтобы они поразмыслили» (сура 16 «Пчёлы», аят 44).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, полностью покорился воле Господа, обучил своих сподвижников Корану и тонкостям богословия, благодаря чему они стали самыми знающими людьми. Более того, они стали образцом для подражания для всех учёных и праведников. Они превзошли всех людей в благородстве и праведности, знаниях и духовности. Они очистились от скверны невежества и грехов и стали вождями правоверных и вдохновителями благочестивых. Всевышний сказал: «Он отправил к неграмотным людям Посланника из их среды, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они были в явном заблуждении» (сура 62 «Собрание», аят 2). Как отмечают знатоки богословия и толкователи, под Писанием и мудростью здесь подразумеваются Коран и Сунна [Шаукани [1]/1490, Сади [1]/1016].
Немало подтверждений тому, что хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, являются частью Откровения, мы находим и в самой Сунне. В достоверном хадисе аль-Микдама ибн Ма‘дикариба сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Слушайте! Мне было даровано Писание и столько же вместе с ним. Слушайте! Близко то время, когда сытый человек, лёжа на своём диване, скажет: “Вы должны придерживаться этого Корана. Считайте дозволенным только то, что вы находите в нём дозволенным, и считайте запрещённым только то, что вы находите в нём запрещенным”. Слушайте же! Вам не дозволены ни мясо домашнего осла, ни всякий клыкастый хищник, ни то, что потерял немусульманин, заключивший с вами договор, если только хозяин потерянной вещи не нуждается в ней. А если путник остановился у кого-то в гостях, то они обязаны угостить его, и, если они не угощают его, он может взять у них то, что равноценно его угощению» [Ахмад 17213, Абу Давуд 4604, Сахих аль-джами 2643].
Сунна необходима для правильного понимания Корана, и Всевышний Аллах оберегает её в целом наряду с Кораном, ибо, если мусульманская умма останется без хадисов и пророческих разъяснений, правоверные не смогут правильно понять Писание Аллаха и непременно собьются с прямого пути. Вот почему для каждого мусульманина важно изучать жизнеописание Посланника, мир ему и благословение Аллаха, и придерживаться его решений во всех начинаниях. Всё это нашло отражение в хадисе, переданном имамом Маликом (ум. 179/795): «Поистине, я оставляю вам две вещи, с которыми вы не собьётесь с пути, пока будете держаться их. Это — Писание Аллаха и Сунна Его Пророка» [Малик [1]/899]. В сборнике имама Малика не упоминается иснад этого сообщения, но в ряде других источников этот хадис приводится в передаче Абу Хурайры: «Я оставляю вам две вещи, с которыми вы не собьётесь с пути: Писание Аллаха и мою Сунну» [Даракутни 4525, Хаким 319, Баззар 8993, Байхаки 20337]. Иснад этого сообщения слабый, потому что одним из его передатчиков был Салих ибн Муса ат-Тальхи. Но в передаче Ибн ‘Аббаса этот хадис дошёл до нас с надёжным иснадом [Хаким 318, Байхаки 20336, Шариа 1704, Сахих ат-таргиб 40].
В другом известном хадисе аль-‘Ирбада ибн Сарии сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я заповедаю вам быть богобоязненными, слушаться и повиноваться, если даже вами будет править абиссинский раб. Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путём. Руководствуйтесь ею и держитесь за неё задними зубами. И остерегайтесь новшеств, потому что любое новшество — это ересь, а любая ересь — это заблуждение» [Ахмад 17184, Абу Давуд 4607, Тирмизи 2676, Ибн Маджа 43, Сахих аль-джами 2549].
Только следуя путём Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, правоверный может снискать благоволение Господа и пройти прямым путём, не уклонившись от него и не погрязнув в ереси и нечестии. Этот путь — светлый и ясный, и его свет не прерывается в момент расставания с этой жизнью и не расстаётся с человеком ни в могиле, ни после воскрешения. И поскольку воздаянием за следование этим путём являются Райская обитель и прощение от Аллаха, на нём человека ожидают великие испытания и большие трудности. В достоверном хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий подобен молодому ростку: ветер не перестаёт теребить его, и испытания не перестают постигать верующего. А лицемер подобен кедру, который не колеблется, пока его не вырвут с корнем» [Бухари 5644, Муслим 2809]. Имам ан-Навави (ум. 676/1277) пишет: «Смысл этого хадиса в том, что верующий переносит много бед, затрагивающих его здоровье, его семью и его имущество. Они смывают его грехи и возвышают его степень. А на долю неверущего приходится мало бед, и даже тогда, когда они поражают его, они не смывают его грехов, и в день воскресения он ответит за них полностью» [Шарх ан-Навави 17/223].
Устоять перед бесконечными искушениями удаётся только тем, кто познал истину и положился на Аллаха и на будущую жизнь, кто понял, что этот мир не является его постоянным местопребыванием, кто отнёсся к мирской жизни как к огромному океану и сделал праведные деяния своим надёжным кораблём. Помочь же в этом может только Всемогущий Творец!