Хронология Корана
Период пророческого служения делится на две части хиджрой — переселением Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, вместе с небольшой группой единоверцев из Мекки в расположенный неподалеку оазис Ясриб, который впоследствии стал называться Мединой — городом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Как отмечают историки, хиджра стала важной вехой в истории ислама. Она отделяет период ислама слабого и гонимого от ислама торжествующего, и неслучайно, что именно хиджра стала началом мусульманского летоисчисления. Она же разделила историю ниспослания Корана на два больших периода: мекканский и мединский.
В сочинениях улемов откровения делятся на мекканские и мединские по трём признакам: по времени ниспослания, по месту ниспослания и по адресату [Заркани 1/159-160].
Согласно наиболее распространённому мнению, мекканским является то, что было ниспослано до переселения в Медину и по пути в Медину во время хиджры, а мединским — всё, что было ниспослано после переселения, независимо от того, где это произошло, даже если это произошло в самой Мекке в год её покорения или во время прощального паломничества.
‘Усман ибн Са‘д ар-Рази передал слова Яхьи ибн Салляма аль-Басри: «Ниспосланное в Мекке или по пути в Медину до того, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл туда, считается мекканским, а ниспосланное Пророку, мир ему и благословение Аллаха, во время его поездок после того, как он прибыл в Медину, считается мединским» [Иткан [1]/32, Учение о ниспослании Корана [1]/32].
Согласно другому мнению, мекканским считается ниспосланное в Мекке, даже если это произошло после переселения, а мединским — ниспосланное в Медине. В таком случае выделяется ещё и группа аятов, ниспосланных в пути, которая не относится ни к мекканским, ни к мединским. Эти откровения были ниспосланы в Джухфе, Таифе, Эль-Кудсе, Худайбие, Мине, Арафате, Асфане, Табуке, Бадре, Ухуде, Хире и Хамра-эль-Асаде. Однако ас-Суюты пишет: «К мекканскому относятся и то, что было ниспослано в окрестностях Мекки, например, в Мине, Арафате и Худайбие, а к мединскому — то, что было ниспослано в окрестностях Медины, например, в Бадре, Ухуде или Сале» [Иткан [1]/32].
Согласно третьему мнению, мекканским является то, что было обращено к мекканцам, а мединским — то, что обращено к мединцам. В пользу этого свидетельствуют слова, переданные от Ибн Мас‘уда [Учение о ниспослании Корана [1]/33].
Предания о том, где и при каких обстоятельствах были ниспосланы коранические откровения, передавались сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха, многие из которых были свидетелями этого. Сообщается, например, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд говорил: «Клянусь Богом, кроме Которого нет другого бога, в Писании Аллаха нет такой суры, о которой бы я не знал, где она была ниспослана, и нет такого аята, о котором бы я не знал, о ком он был ниспослан» [Бухари 5002, Муслим 2463].
Имам ас-Суюты приводит восемь списков, в которых коранические суры поделены на мекканские и мединские. В одних списках перечисляются суры обеих групп, а в других — только мединские суры.
В хронологической последовательности эти списки располагаются следующим образом:
- список Абу ‘Убайда (ум. 224/838) из его книги «Фада’иль аль-Кур’ан» от ‘Али ибн Абу Тальхи, ученика ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса;
- список Ибн ад-Дурайса (ум. 294/906) из его книги «Фада’иль аль-Кур’ан» от Ибн ‘Аббаса в передаче ‘Аты ибн Абу Муслима аль-Хорасани;
- список Абу Бакра аль-Анбари (ум. 328/940) от Катады ибн Ди‘амы;
- список Абу Джа‘фара ан-Наххаса (ум. 338/950) из его книги «Ан-Насих ва-ль-мансух» от Ибн ‘Аббаса в передаче Муджахида;
- список аль-Байхаки (ум. 458/1066) из его книги «Дала’иль ан-нубувва» от ‘Икримы и аль-Хасана аль-Басри;
- список Ибн аль-Хассара (ум. 611/1214) из его книги «Ан-Насих ва-ль-мансух»;
- список Бурхан-ад-дина аль-Джа‘бари (ум. 732/1332) из его касыды от Джабира ибн Зайда;
- список Абу Бакра Мухаммада ибн аль-Хариса ибн Абьяда (ум. 348/960) от Джабира ибн Зайда [Иткан [1]/33-37, 64-65].
Последний список — неполный, в нём всего 18 мединских сур. В остальных списках число мединских сур варьирует от 24 до 28.
Особый интерес представляет один из наиболее поздних списков — список магрибского корановеда Ибн аль-Хассара. Он делит мединские суры на двадцать тех, относительно которых все согласны (2-5, 8, 9, 24, 33, 47-49, 57-60, 62, 63, 65, 66, 110), и двенадцать тех, о которых существуют разногласия (1, 13, 55, 61, 64, 83, 97-99, 112-114). Пятнадцать из двадцати безусловных, по его мнению, мединских сур присутствуют во всех списках, упомянутых ас-Суюты. Остальные пять отсутствуют только в одном списке из семи оставшихся: одна (восьмая) — в списке Ибн аль-Анбари; одна (двадцать четвёртая) — в списке аль-Джа‘бари, три другие (49, 62, 63) — в самом раннем списке Абу ‘Убайда, который относится к тому времени, когда мусульманская традиция находилась ещё на стадии формирования.
Из двенадцати спорных, по мнению Ибн аль-Хассара, мединских сур, выделяются ещё восемь сур, которые стоят примерно на том же уровне, что и вышеупомянутые пять:
- сура 99 — есть во всех семи списках;
- сура 61 — есть в шести списках;
- сура 64 — есть в шести списках;
- сура 13 — есть в пяти списках;
- сура 22 — есть в пяти списках;
- сура 55 — есть в пяти списках;
- сура 98 — есть в четырёх списках;
- сура 76 — есть только в трёх списках.
В настоящее время практическое значение имеет список каирского печатного издания Корана, в котором мединскими считаются 28 сур (2-5, 8, 9, 13, 22, 24, 33, 47-49, 55, 57-66, 76, 98, 99, 110). Состав этого списка почти полностью совпадает с составом списка аль-Джа‘бари, и только вместо суры 71 в нём появляется сура 24, которая встречается во всех остальных списках, кроме списка аль-Джа‘бари.
Ещё одной проблемой, связанной с коранической хронологией, является линейная последовательность хронологии ниспослания. В списках Ибн ад-Дурайса, аль-Байхаки и аль-Джа‘бари мекканские и мединские суры перечисляются в порядке их ниспослания. Сравнение этих списков показывает, что, несмотря на большое сходство, между ними имеются некоторые расхождения.
Проанализировав данные всех трёх списков, выдающийся российский арабист, профессор Д. В. Фролов в предисловии к переводу трактата ас-Суюты располагает суры в следующем хронологическом порядке:
Мекканские суры (всего 86 сур): 96 — 68 (нет у Ибн ад-Дурайса) — 73 — 74 — 1 (есть только у аль-Джа‘бари) — 111 — 81 — 87 — 92 — 89 — 93 — 94 — 103 — 100 — 108 — 102 — 107 — 109 — 105 — 113 — 114 — 112 — 53 (нет у аль-Байхаки) — 80 — 97 — 91 — 85 — 95 — 106 — 101 — 75 — 104 — 77 — 50 — 90 — 86 — 54 — 38 — 7 (нет у аль-Байхаки) — 72 — 36 — 25 — 35 — 19 (нет у аль-Байхаки) — 20 — 56 — 26 — 27 — 28 — 17 — 10 — 11 — 12 — 15 — 6 — 37 — 31 — 34 — 39 — суры 40 — 46 (в разном порядке, и у аль-Джа‘бари сура 42 отскочила из состава группы хавамим не на своё место) — 51 — 88 — 18 — 16 (у аль-Джа‘бари — дальше) — 71 — 14 — 21 — 23 — 32 — 52 — (у аль-Джа‘бари порядок этих трёх сур изменён) — 67 — 69 — 70 (нет у Ибн ад-Дурайса) — 78 — 79 — 82 — 84 (у аль-Байхаки порядок этих двух сур изменён) — 30 — 29 — 83 (у аль-Байхаки она ошибочно открывает группу мединских сур).
Мединские суры (всего 28 сур): 2 — 8 — 3 — 33 — 5 (либо здесь, либо на предпоследнем месте перед 9) — 60 — 4 — 99 — 57 — 47 — 13 — 55 — 76 — 65 — 98 — 59 — 110 — 24 — 22 — 63 — 58 — 58 — 49 — 66 — 62 — 64 — 61 (порядок этих трёх сур не одинаков у разных авторов) — 48 — 5 (либо здесь, либо выше, после 33) — 9 [Учение о ниспослании Корана [1]/21-23].