Отмена аятов и предписаний
Ранее мы упомянули о том, что во времена ниспослания Корана записи откровений были фрагментарными. Безусловно, важнейшей причиной этого было то, что иногда аяты сразу нескольких сур ниспосылались в один период, т. е. ниспослание сур носило смешанный характер. Однако не менее важную роль играло и то, что Всевышний Аллах отменял некоторые ранние откровения, которые по божественному замыслу, в конечном итоге, не должны были войти в Коран. Эта божественная практика получила название отмены (аннулирования) коранических аятов и предписаний — насх.
Это арабское слово означает ‘удаление; перемещение’, однако в шариатской терминологии оно приобрело более конкретное значение. Отмена предписаний — это замена второстепенного практического религиозного предписания, подтверждённого священным текстом, более поздним второстепенным практическим религиозным предписанием, также подтверждённым священным текстом, причём эти предписания должны исключать друг друга и не должны быть связаны [Джудай [1]/355].
Законность насха подтверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Всевышний сказал: «Если Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах всемогущ? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни защитника?» (сура 2 «Корова», аяты 106-107); «Когда Мы заменяем один аят другим, — а Аллах лучше знает, что ниспосылает, — они говорят: “Ты в самом деле выдумщик”. Но большая часть их не знает» (сура 16 «Пчёлы», аят 101); «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — подлинная Книга» (сура 13 «Гром», аят 39). «Когда Наши ясные аяты читают тем, которые не надеются на встречу с Нами, они говорят: “Принеси нам другой Коран или замени его”. Скажи: “Не подобает мне заменять его по своему желанию. Я лишь следую тому, что мне внушают, и боюсь, что если я ослушаюсь моего Господа, то меня постигнут мучения в великий день”» (сура 10 «Юнус», аят 15).
Что же касается хадисов, подтверждающих насх, то их очень много. Мы же ограничимся упоминанием лишь некоторых из них.
Передают со слов Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклинал тех, кто убил мусульман у колодца Ма‘уна, по утрам в течение тридцати дней. Он проклинал семейства ри‘ль, закван, лихьян и ‘усайя: они ослушались Аллаха и Его Посланника. Потом Анас сказал: «По поводу тех, кто был убит у колодца Ма‘уна, Аллах ниспослал в Коране: “Сообщите нашему народу, что мы уже встретились с нашим Господом, и Он остался доволен нами, и мы остались довольны Им”. Мы читали это в Коране, а потом это было отменено» [Бухари 3064, Муслим 677].
Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари рассказывал: «Мы читали суру, которая была такой же длинной и суровой, как и сура «Отречение», и случилось так, что я позабыл её. Я запомнил из неё только слова: “Если бы у сына Адама было две долины богатства, то он пожелал бы третью, и ничто не заполнит его чрево, кроме земли”. А ещё мы читали суру, которая была похожа на те, что начинаются прославлением Аллаха (мусаббихат), и случилось так, что я позабыл её тоже. Я запомнил из неё только слова: “О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Это будет записано как свидетельство на ваших шеях, и вы будете спрошены о нём в день воскресения!”» [Муслим 1050].
В длинном хадисе Ибн ‘Аббаса сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб поднялся на минбар, восславил Аллаха достойными словами и сказал: «Я скажу вам слова, которые мне предписано сказать. Я не знаю, возможно, мой срок уже истекает. Кто поймёт и запомнит мои слова, пусть передаст их тем, до кого он сумеет добраться на своей верблюдице. А тому, у кого будут опасения, что он не понял их, я не позволяю лгать от моего имени. Воистину, Аллах отправил Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, с истиной и ниспослал ему Писание. Среди того, что ниспослал Аллах, был и аят о побитии камнями. Мы читали, осмысливали и запоминали его. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, побивал прелюбодеев камнями, и мы побивали их таким же образом после него. Я боюсь, что по прошествии времени люди станут говорить: “Клянусь Аллахом, мы не находим аята о побитии камнями в Писании Аллаха!” Так они могут впасть в заблуждение, отказавшись от обязательного предписания, ниспосланного Аллахом. В Писании Аллаха истинно говорится о побитии камнями мужчин и женщин, вступивших в брак, если они совершили прелюбодеяние, которое подтверждается свидетельствами, или беременностью, или признанием*. Кроме того, мы читали в Писании Аллаха, что нельзя отворачиваться от отцов, поскольку отворачиваться от отцов — это проявление вашего неверия» [Бухари 6830, Муслим 1691]. Ханафитский имам Бадр-ад-дин аль-‘Айни пишет: «И случилось то, чего опасался ‘Умар, да будет доволен им Аллах, и некоторые хариджиты стали отрицать побитие камнями, а следом за ними и некоторые мутазилиты» [Айни 24/13].
Передают со слов Убайя ибн Ка‘ба, что сура «Полчища» по своей длине была равна суре «Корова» [Ахмад 21245, Насаи 7112, Хаким 8068]. Ибн Касир называет иснад версии ан-Насаи хорошим и добавляет: «Это значит, что эти аяты были в Коране, а потом они были отменены вместе с их положениями. А Аллах знает лучше» [Ибн Касир 6/375]. Это подтверждается и рассказом ‘Аиши о том, что при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сура «Полчища» включала в себя двести аятов. Из этого понимается, что Всевышний Аллах забрал к Себе большую часть этой суры, оставив только то, что мы имеем сейчас [Куртуби 17/48].
Передают, что Абу Умама ибн Сахль ибн Хунайф рассказывал, что один из сподвижников знал наизусть суру, но не смог прочесть её ночью, когда встал на молитву. Другой тоже встал, чтобы прочесть её, но не смог сделать этого. И третий тоже встал, но не смог сделать этого. Наутро они пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, собрались у него и рассказали ему о случившемся. Он же сказал им: “Вчера она была отменена”» [Тахави 2034, Навасих аль-Куран [1]/112].
Опираясь на многочисленные свидетельства из Корана и Сунны, подавляющее большинство улемов признают истинность отмены аятов и предписаний. Абу ‘Убайд отмечал, что коранические аяты отменялись при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Ему ниспосылались суры, которые впоследствии были отменены, и больше их не читали и не записывали [Фатх Аль-Кадир [1]/83]. Лишь некоторые богословы отрицали отмену коранических аятов. Одним из них был Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр аль-Исфахани, который говорил: «Ничего подобного в Коране нет» [Ибн Касир 1/379]. Однако его мнение является слабым и неприемлемым, а его аргументы — совершенно неубедительными.
Шейх ‘Абдаллах аль-Джудай‘ пишет: «Предания об отмене предписаний дошли до нас от многих сподвижников пророка, мир ему и благословение Аллаха, независимо друг от друга, и этого мнения придерживалось большинство улемов раннего и позднего периода, а не разделяла его лишь небольшая группа тех, кто был известен своими еретическими воззрениями» [Джудай [1]/356].
Несмотря на это, в настоящее время многие мусульмане попали под влияние западных критиков ислама и с сомнением относятся к отмене аятов и предписаний. Противники ислама не соглашаются с отменой аятов и предписаний с первых дней его распространения. Всякий раз, когда Всевышний Господь заменял одно предписание другим, иудеи и многобожники упрекали верующих и обвиняли во лжи Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Сегодня ориенталисты и миссионеры критикуют ислам и задают один и тот же вопрос: «Как может Всеведущий Творец отменить то, что было сказано и ниспослано Им прежде?!» Однако они забывают, что Аллах волен делать то, что Ему угодно, и повелевать то, что Ему угодно. Именно поэтому после упоминания о насхе Всевышний сказал: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землёй и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни защитника?» (сура 2 «Корова», аят 107).
Ибн Джарир в толковании этого аята пишет: «Разве ты, Мухаммад, не знаешь, что Мне принадлежит власть над небесами и землёй, и что никто другой не правит ими? Разве ты не знаешь, что Я распоряжаюсь ими и теми, кто на них, как пожелаю? Я приказываю им и тем, кто на них, что пожелаю, и запрещаю то, что пожелаю. Я отменяю, заменяю и аннулирую законы, которые Я издал для Моих рабов, как пожелаю и когда пожелаю. И Я утверждаю для них то, что пожелаю». Вслед за этим он пишет: «Эти слова Всевышнего Аллаха обращены к Его Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и подчёркивают Его величие, но вместе с тем они изобличают ложь иудеев, что не признали отмену предписаний Торы и отвергли пророчества ‘Исы и Мухаммада, которые принесли от Аллаха предписания, изменившие некоторые заповеди Торы. Аллах сообщил им, что Ему принадлежит власть над небесами и землёй, и что все творения принадлежат Ему и подвластны Ему. Они обязаны слушаться Его и повиноваться Его повелениям и запретам. Он же имеет право приказывать то, что пожелает, и запрещать то, что пожелает, и утверждать то, что пожелает, и отменять то, что пожелает, и откладывать на потом то, что пожелает из Своих повелений и запретов» [Табари 2/407].
Ибн Касир пишет: «Иудеи стали рассуждать об отмене предписаний только по причине своего неверия и упрямства. Здравый смысл не считает отмену предписаний Всевышнего Аллаха невозможной, поскольку Он приказывает то, что пожелает, и совершает то, что Ему угодно. Более того, отмена предписаний имела место и в предыдущих Писаниях и законодательствах. Так, сыновьям Адама поначалу было позволено жениться на его дочерях, после чего это было запрещено. Нуху после того, как он сошёл с ковчега, было позволено употреблять в пищу всех животных, после чего это предписание было отменено. Исраилю и его сыновьям было позволено брать в жёны двух сестёр одновременно, а в Торе и последующих Писаниях это было запрещено. [Ибрахиму было приказано зарезать своего сына, и приказ этот был отменён до того, как он выполнил его. Большинству сынов Исраиля было приказано убить тех, кто поклонялся тельцу, после чего это повеление было отменено, дабы род их не был искоренён]**. Примеров этому очень много, и люди Писания признают их и верят в них» [Ибн Касир 1/379].
Давайте подробнее рассмотрим примеры отмены религиозных предписаний в книгах Ветхого и Нового Заветов.
1. В начале Торы сообщается, что Бог сказал Ною, когда тот вышел из ковчега: «Всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё; только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте» (Быт. 9:3-4). Однако в Левите говорится, что некоторые виды животных запрещается потреблять в пищу (Лев. 11). Таким образом, предыдущий стих был отменён.
2. В Торе Бог вначале разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Однако затем это было запрещено, что также является наглядным примером отмены раннего предписания.
3. Если ранее охота в субботу не была запрещена, то затем Бог запретил её. В субботу было запрещено даже разводить огонь: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу: всякий, кто будет делать в неё дело, предан будет смерти; не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы» (Исх. 35:1-2).
4. Бог вначале приказал сынам Израиля убить тех, кто поклонялся тельцу, а затем отменил этот приказ: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой» (Исх. 32:14).
5. Иакову и его сыновьям было позволено жениться на двух сёстрах одновременно (Быт. 29), хотя в законе Моисея это запрещено: «Не бери жены вместе с сестрою её, чтобы сделать её соперницей, чтоб открыть наготу её при ней, при жизни её» (Лев. 18:18).
6. В законе Моисея развод был разрешён (Втор. 24:1-4). Однако в Евангелии сообщается, что Иисус отменил его: «Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подаёт ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует» (Мф. 5: 31-32).
7. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был послан только к народу Израиля: «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Однако в Евангелии от Марка говорится, что он был послан ко всем народам: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16:15).
8. Закон Моисея запрещает употреблять в пищу свинину: «И свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11:7-8). И хотя в Евангелиях не упоминается о том, что Иисус отменил этот запрет, апостол Павел сделал это за него: «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8).
Если принять все эти библейские стихи за истину, то получается, что более поздние из них отменяли и аннулировали предыдущие. А Аллах знает лучше!
Таким образом, отмена религиозных предписаний и замена одних предписаний другими является извечным предустановлением Всевышнего Господа, и мусульманский шариат в этом отношении не отличается от предыдущих законодательств.
В чём же смысл отмены религиозных предписаний? Почему Аллах не выносил окончательный вердикт сразу, а ниспосылал сначала одни предписания, а потом заменял их другими? При внимательном изучении данного вопроса становится ясно, что отмена предписаний всегда служила во благо тем, на кого они были возложены. Абу аль-Хасан ас-Сахави пишет: «Смысл насха в оказании милости рабам и направлении их к тому, что лучше для них. Великий и Могучий Творец всегда знал, что Он возложит на них сперва, а что — потом, когда произойдёт первое, а когда — второе. Он знал об этом ещё до сотворения мира и до того, как Он повелел им сначала одно, а потом — другое. И Он хотел от них то, что приказал им сперва, пока не отменил это, и когда Он отменил или заменил его, Он тоже захотел этого. А Его речь — это Его атрибут, который не искажается и не изменяется» [Джамаль аль-курра [1]/335-336].
В одних случаях более лёгкое предписание отменяло более тяжёлое, которое было ниспослано ранее для испытания верующих. Например, поначалу Всевышний повелел правоверным исповедовать богобоязненность самым совершенным образом и сказал: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 102). Когда же это предписание оказалось непосильным для многих мусульман, Всевышний Аллах облегчил их обязанности и сказал: «Бойтесь Аллаха по мере ваших возможностей, слушайте, повинуйтесь и жертвуйте во благо самим себе» (сура 64 «Обделение», аят 16).
Приведём ещё один пример. Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Вдохновляй верующих на сражение. Если среди вас будет двадцать терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет сотня, то они одолеют тысячу неверующих, потому что те — люди непонимающие» (сура 8 «Военная добыча», аят 65). Однако это предписание было чрезвычайно сложным для мусульман, и поэтому в следующем аяте Господь облегчил им обязанности и сказал: «Теперь Аллах облегчил ваше [бремя], и Он знал, что вы слабы. Если среди вас будет сто терпеливых, то они одолеют две сотни; если же их среди вас будет тысяча, то с позволения Аллаха они одолеют две тысячи. Аллах — с терпеливыми» (сура 8 «Военная добыча», аят 66).
В других случаях более совершенное предписание аннулировало менее совершенное, что было связано с тем, что доисламское общество увязало в грехах и не было готово сразу принять мудрое законодательство Божье. Примеров этому очень много. Так, в первые годы пророчества употребление опьяняющих напитков не было запрещено Аллахом, поскольку это отвратительное деяние было широко распространено в обществе и лишь немногие воздерживались от употребления вина и других опьяняющих напитков. В хадисе сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб обращался к Аллаху с мольбой: «Аллахумма, дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Когда был ниспослан аят из суры «Корова»: «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: “В них большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы”» (2:219), люди позвали ‘Умара и прочли ему этот аят, а он сказал: «Аллахумма, дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» Когда был ниспослан аят из суры «Женщины»: «О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве пьяными, пока не будете понимать то, что вы говорите…» (4:43), муэдзин Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, объявив о начале молитвы, велел, чтобы никто не становился на молитву в состоянии опьянения. Потом подозвали ‘Умара, и когда люди прочли ему этот аят, он сказал: «Аллахумма, дай нам убедительное разъяснение по поводу вина!» А потом был ниспослан аят из суры «Трапеза»: «Опьяняющими напитками и азартными играми шайтан хочет лишь посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите?» (5:91). И когда люди позвали ‘Умара и прочли ему этот аят до конца, он воскликнул: «Мы прекратили! Мы прекратили!» [Ахмад 378, Хаким 7224].
О мудрости последовательного ниспослания Шариата Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Святой дух спустил [Коран] от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить тех, которые уверовали, а также как верное руководство и благую весть для мусульман”» (сура 16 «Пчёлы», аят 102). Аллах отменял и изменял религиозные предписания в зависимости от обстоятельств, поскольку Ему прекрасно известно о том, что больше всего подходит Его верующим рабам в сложившихся обстоятельствах. Когда же ниспослание Шариата завершилось и все заповеди приобрели самую совершенную форму, Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я сделал для вас вашу религию совершенной, довершил Мою милость к вам и остался доволен исламом как вашей религией» (сура 5 «Трапеза», аят 3).
Поэтому в настоящее время мусульманские богословы не могут упразднять религиозные предписания или изменять их в зависимости от обстоятельств, поскольку это означало бы опровержение заповедей Всевышнего Господа. Однако, руководствуясь мудрыми принципами мусульманского права, они могут принимать самостоятельные решения о том, какое из религиозных предписаний соответствует сложившимся обстоятельствам, а какое из них может быть отложено до других времён. Безусловно, принимаемые ими решения могут отличаться в зависимости от условий, в которых будет действовать соответствующее религиозное постановление.
Возвращаясь к вопросу о насхе, мы должны отметить, что некоторые откровения и предписания изначально не подлежали отмене. В первую очередь, это относится к единобожию и воззрениям, касающимся веры в Аллаха, ангелов, небесные Писания, пророков, Судный день, вознаграждение и наказание после смерти, Божественное предопределение и т. п.
Во-вторых, это относится к историческим повествованиям и предсказаниям о событиях в будущем. Отметим, что известия о приближающемся наказании могли быть отменены, и в этом нет ничего удивительного, ведь Аллах сообщил, что тех, кто заслуживает наказания, Он может подвергнуть мучениям или простить. Но окончательное избавление от наказания возможно только для правоверных, исповедовавших единобожие.
В-третьих, это относится к священным текстам о благонравии и достоинствах, поскольку достойное качество не может быть отменено. Противоположность достоинства — низость, противоположность добродетели — злодеяние, противоположность великодушия — скупость, и религия Аллаха никогда не призывала к таким низким и порочным качествам, как беззаконие, высокомерие, тщеславие, вероломство, скупость, зависть, грубость или лживость.
В-четвёртых, это относится к основным предписаниям, которые являются главной целью Шариата. Отменённые аяты касались только второстепенных вопросов, и их отмена служила для сохранения и укрепления основных предписаний религии.
В-пятых, это относится к второстепенным предписаниям, которые объявлялись неизменными вплоть до наступления Судного дня. Пример — слова Всевышнего Аллаха о ежедневных молитвах: «Их будет пять и пятьдесят. Моё слово неизменно!» [Бухари 349, Муслим 163]. Это было сказано Пророку, мир ему и благословение Аллаха, во время мираджа — вознесения на небеса, когда Аллах сначала приказал ему и его последователям совершать пятьдесят молитв в течение дня и ночи, а потом уменьшил их число до пяти. И тому, кто совершит пять обязательных молитв в течение дня и ночи, у Аллаха будет записана награда как за пятьдесят молитв.
Другой пример — слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Переселение не прекратится, пока не прекратится покаяние, а покаяние не прекратится, пока солнце не взойдёт там, где оно садится» [Ахмад 16952, Насаи 8658, Абу Давуд 2479, Ирва аль-галиль 1208]. То есть переселение до конца времён останется обязательным для верующих, которые проживают в стране неверующих и лишены возможности свободно исповедовать свою религию [Мугни 13/151].
* Имеется в виду аят: «Против тех из ваших женщин, которые совершили мерзость, призовите четырёх свидетелей из вас. Если они засвидетельствуют это, то содержите их дома, пока смерть не покончит с ними или пока Аллах не установит для них иной путь» (4:15). Аллах установил для них иной путь и приказал побивать камнями прелюбодеев, которые уже вступили в брак. А тех, которые ещё не вступали в брак, полагается высечь сто раз и отправить в изгнание на один год [Муслим 1690, Насих 240].
** Эти два предложения есть не во всех рукописях тафсира Ибн Касира и отсутствуют в основном издании, на которое я ссылаюсь в библиографии, но они есть в египетском издании под редакцией Мустафы ас-Саййида Махмуда, Мухаммада ас-Саййида Рашада, ‘Али Ахмада ‘Абд-аль-Баки и др. [Ибн Касир. Гиза 2/14].