Традиции чтения Корана
Некоторые люди путают традиции чтения Корана (кирааты) с семью харфами, что противоречит единому мнению улемов. Макки ибн Абу Талиб пишет: «Кто полагает, что кираат кого-либо из чтецов, будь то Нафи‘, ‘Асым или Абу ‘Амр, является одним из семи харфов, о которых сообщил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, тот сильно ошибается, потому что он фактически отрицает, что [сподвижники] отказались от некоторых способов чтения, относящихся к семи харфам. В таком случае то, что сделал ‘Усман, когда объединил людей вокруг одного мусхафа и одного харфа, лишается всякого смысла» [Макки. Ибана [1]/36].
То есть для того, чтобы избежать раскола и разногласий по поводу текста Корана между теми, кто не был свидетелем его ниспослания и не видел Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сподвижники записали текст Писания одним способом и отказались от многих других способов его прочтения, которым их обучил Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому из семи харфов, которыми был ниспослан Коран, последующим поколениям мусульман было передано только то, что совпадало с консонантной основой мусхафов, записанных во времена ‘Усмана ибн ‘Аффана. Некоторые особенности других харфов дошли до нас в хадисах, среди которых есть надёжные и слабые, и использовать их при чтении Корана непозволительно. Они стали частью священного предания и тафсира, но больше не считаются частью Корана, потому что текст Корана был письменно зафиксирован в мусхафах ‘Усмана и единодушно утверждён сподвижниками Пророка, мир ему и благословение Аллаха. А любые способы прочтения, не совпадающие с тем, что было записано в этих мусхафах, не опираются на единое мнение и не являются руководством для мусульман.
Что же касается кираатов, то их возникновение связано с усилиями выдающихся чтецов, обучавших Корану в крупных городах Халифата. Обучившись особенностям чтения Корана у сподвижников, они систематизировали свои знания и передали их тысячам мусульман, которые съезжались к ним со всех уголков мусульманского мира. Различия между этими традициями незначительны, и все они опираются на консонантную основу, утверждённую при халифе ‘Усмане. Абу ‘Убайд упоминает пятнадцать известных чтецов, которые обучали Корану на раннем этапе: в Мекке — ‘Абдаллах ибн Касир, Мухаммад ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн Мухайсын и Хумайд ибн Кайс аль-А‘радж, в Медине — Абу Джа‘фар аль-Махзуми, Шейба ибн Нисах аль-Махзуми и Нафи‘ ибн ‘Абд-ар-Рахман аль-Лейси, в Басре — Абу ‘Амр ибн аль-‘Аля’ ат-Тамими, ‘Иса ибн ‘Умар ас-Сакафи и ‘Абдаллах ибн Абу Исхак аль-Хадрами, в Куфе — Яхья ибн Вассаб аль-Асади, ‘Асым ибн Абу ан-Наджуд аль-Асади и аль-А‘маш Сулейман ибн Михран аль-Асади, в Шаме — ‘Абдаллах ибн ‘Амир аль-Яхсуби и Яхья ибн аль-Харис аль-Гассани. Имя третьего шамийского чтеца Абу ‘Убайд не называет. Среди куфицев он не упоминает ни Хамзу ибн Хабиба аз-Зайята, ни Абу аль-Хасана аль-Кисаи, но пишет, что после названных им трёх имамов большая часть куфийцев стала читать Коран способом Хамзы, но его кираат не закрепился среди них. А что касается аль-Кисаи, то он отмечает, что тот выбирал способы чтения из разных кираатов: что-то брал от куфийев, а что-то отбрасывал. Далее Абу ‘Убайд пишет: «После них кираатами стали заниматься люди, которые были молоды и не имели заслуг, но они целиком посвятили себя изучению кираатов, проявили к ним огромный интерес и собирали их, благодаря чему они стали имамами, за которыми последовали люди». Абу Хатим тоже назвал более двадцати чтецов Корана, не упомянув среди них ‘Абдаллаха ибн ‘Амира, Хамзу ибн Хабиба и аль-Кисаи. Ат-Табари назвал имена двадцати двух выдающихся чтецов. Макки ибн Абу Талиб сообщил, что в начале III века хиджры в Басре были распространены кирааты Абу ‘Амра ибн аль-‘Аля’ и Я‘куба ибн Исхака аль-Хадрами, в Куфе — кирааты Хамзы ибн Хабиба и ‘Асыма ибн Абу ан-Наджуда, в Шаме — кираат ‘Абдаллаха ибн ‘Амира, в Мекке — кираат ‘Абдаллаха ибн Касира, в Медине — кираат Нафи‘ ибн ‘Абд-ар-Рахмана. В начале следующего века Ибн Муджахид утвердил кираат аль-Кисаи и отбросил кираат Я‘куба аль-Хадрами [Фатх Аль-Бари 9/31].
Полное имя Ибн Муджахида — Абу Бакр Ахмад ибн Муса ибн аль-‘Аббас ат-Тамими (ум. 324/936). Он был первым, кто приложил массу усилий для того, чтобы систематизировать кирааты, распространившиеся в Багдаде в конце III века хиджры. Ибн Муджахид в совершенстве овладел наукой о чтениях Корана и заслуженно считался имамом чтецов в Багдаде. Рассказывают, что выдающийся куфийский грамматист Ахмад ибн Яхья аш-Шейбани (ум. 291/904) сказал о нём: «В наше время не осталось никого, кто знал бы Писание Аллаха лучше, чем Абу Бакр Ибн Муджахид» [Тарих Багдад 6/353]. Ибн Муджахид разделял опасение многих имамов своего времени о том, что пока чтецы имеют возможность самостоятельно выбирать способы прочтения из разных кираатов, есть большая вероятность того, что распространятся некоторые такие способы чтения, которые малоизвестны, или не подкрепляются достоверным иснадом, или противоречат правилам арабской грамматики. Поэтому он выбрал семь самых правильных, на его взгляд, кираатов, которые были распространены в пяти важнейших городах Халифата. Он составил подробнейшее описание каждого из этих кираатов и благодаря своему авторитету среди чтецов Корана внёс огромный вклад в их распространение не только на востоке исламского мира, но и в Северной Африке и Аль-Андалусе. Андалусский имам Абу ‘Амр ад-Дани сказал о нём: «Благодаря своим широким познаниям, блестящему уму, правдивой речи и очевидной набожности Ибн Муджахид превзошёл всех современников, занимавшихся его ремеслом» [Марифа аль-курра [1]/270].
Разъясняя метод Ибн Муджахида, Макки ибн Абу Талиб пишет: «В четвёртом веке люди решили ограничиться только теми кираатами, соответствующими мусхафу, которые легче запомнить и которые внутренне упорядочены. Они обращали внимание на то, чтобы имам был известен своей надёжностью, правдивостью, благочестием и совершенными познаниями, чтобы он прожил долгую жизнь и приобрёл известность, чтобы жители его города единодушно признавали его правдивость и надёжность в передаче того, что он преподавал, и чтобы его чтение не отличалось от мусхафа, который был отправлен в их город. Так они выбрали из каждого города, в который ‘Усман отправил мусхаф, одного имама, обладавшего этими достоинствами и читавшего Коран в соответствии с мусхафом своего города» [Макки. Ибана [1]/86].
Усилиями Ибн Муджахида и его многочисленных учеников наибольшее распространение получили семь кираатов, которые в богословской литературе называют мутаватир, потому что каждое звено их иснада представлено настолько большим числом передатчиков-равиев, что их нельзя заподозрить в сговоре с целью фальсификации сообщения. Каждый из этих кираатов распространился в двух версиях, которые принято называть риваятами:
1. ‘Абдаллах ибн ‘Амир аль-Яхсуби (ум. 118/736). Обучал Корану в Шаме. Наиболее распространенные версии этой традиции переданы Хишамом ибн ‘Аммаром и Ибн Закваном аль-Кураши.
2. ‘Абдаллах ибн Касир аль-Макки (ум. 120/738). Обучал Корану в Мекке. Равии: Абу аль-Хасан аль-Баззи и Кунбуль аль-Макки.
3. Абу Бакр ‘Асым ибн Абу ан-Наджуд аль-Куфи (ум. 127/746). Обучал Корану в Куфе. Равии: Абу Бакр Шу‘ба аль-Хайят и Хафс ибн Сулейман.
4. Нафи‘ ибн ‘Абд-ар-Рахман ибн Абу Ну‘айм аль-Лейси (ум. 169/785). Обучал Корану в Медине. Равии: Калун аль-Мадани и Варш аль-Мисри.
5. Абу ‘Амр ибн аль-‘Аля’ аль-Мазини аль-Басри (ум. 154/771). Обучал Корану в Басре. Равии: Абу ‘Умар ад-Дури и Абу Шу‘айб ас-Суси.
6. Хамза ибн Хабиб ибн ‘Аммара аль-Куфи (ум. 156/773). Обучал Корану в Куфе. Равии: Халяф ибн Хишам и Халляд ибн Халид.
7. Абу аль-Хасан ‘Али ибн Хамза ибн ‘Абдаллах аль-Кисаи (ум. 189/805). Обучал Корану в Куфе. Равии: Абу аль-Харис аль-Лейс аль-Багдади и Абу ‘Умар ад-Дури.
Впоследствии многие имамы критиковали Ибн Муджахида за то, что он отобрал именно семь кираатов и тем самым дал повод считать эти семь кираатов семью харфами, которые были ниспосланы Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Как пишет аль-Махдави, люди несведущие стали считать эти семи кираатов каноническими и единственно правильными, а все остальные недостоверными и неприемлемыми. «Дело дошло до того, что когда кто-то из них слышал чтение, не совпадающее с тем, что ему было известно о семи харфах, то он называл это ошибкой или даже обвинял чтеца в неверии, хотя тот способ чтения, который он отвергал, мог быть более распространённым, более очевидным и соответствовал более правильному говору» [Баян ас-сабаб [1]/53].
Не меньше критики получил и выбор чтецов, которым Ибн Муджахид отдал предпочтение. Несмотря на их известность, они не были лучшими среди тех, кто обучал Писанию Аллаха. В первые века распространения ислама было много тех, кто не уступал им в своих познаниях и в своей набожности. В частности, один из учеников Ибн Муджахида, выдающийся знаток Корана ‘Абд-аль-Вахид Ибн Абу Хашим аль-Багдади (ум. 349/960), считал кираат шамийского чтеца ‘Абдаллаха ибн ‘Амира недостаточно сильным и отмечал, что если бы их учитель не включил его в число семи образцовых имамов, то кираат Сулеймана ибн Михрана аль-А‘маша больше заслуживал этого [Джамаль аль-курра [1]/515].
По этим и другим причинам многие знатоки Корана не отказались от кираатов других имамов, каждый из которых также подробно описан в теологической литературе. Они продолжали обучать своих учеников кираатам Я‘куба аль-Хадрами, ‘Асыма ибн аль-‘Аджжаджа аль-Джахдари, Абу Джа‘фара аль-Махзуми, Шейбы ибн Нисаха аль-Махзуми и др. А в конце восьмого века хиджры имам чтецов Ибн аль-Джазари добавил к списку Ибн Муджахида кирааты ещё трёх чтецов, которые также считаются достоверными и общепризнанными:
8. Абу Джа‘фар Язид ибн аль-Ка‘ка‘ аль-Махзуми аль-Мадани (ум. 130/746). Обучал Корану в Медине. Равии: ‘Иса ибн Вардан и Ибн Джаммаз аль-Мадани.
9. Абу Мухаммад Я‘куб ибн Исхак аль-Хадрами аль-Басри (ум. 205/821). Обучал Корану в Басре. Равии: Абу ‘Абдаллах Мухаммад Рувайс и Абу аль-Хасан Раух ибн ‘Абд-аль-Му’мин.
10. Абу Мухаммад Халяф ибн Хишам аль-Баззаз аль-Багдади (ум. 229/904). Обучал Корану в Багдаде. Равии: Исхак ибн Ибрахим аль-Марвази и Идрис ибн ‘Абд-аль-Карим.
Как же объяснить появление разных кираатов даже после того, как халиф ‘Усман ибн ‘Аффан объединил мусульман вокруг единой консонантной основы? Разъясняя этот вопрос, Ибн Абу Хашим сказал: «Различия между семью и даже большим числом кираатов связаны с тем, что жители областей, куда были отправлены мусхафы, обучались у разных сподвижников. В этих мусхафах не было ни точек, ни знаков вокализации, и жители этих стран читали их в соответствии с тем, что они слышали от сподвижников, при условии, что услышанное ими соответствовало тому, что было записано. Всё, что не соответствовало консонантной основе, они отбрасывали, повинуясь приказу ‘Усмана, с которым сподвижники согласились ради сохранения Корана. Вот почему между знатоками Корана из разных областей были разногласия, хотя все они опирались на один и тот же харф из семи ниспосланных» [Фатх Аль-Бари 9/31].
В настоящее время наибольшее распространение получил кираат ‘Асыма в передаче Хафса, который лежит в основе большинства современных печатных изданий Корана. В странах Северной Африки, за исключением Египта, популярен кираат Нафи‘ в передаче Варша. Несколько менее распространён кираат Абу ‘Амра, которым пользуются в некоторых областях Судана.
Наряду с достоверными кираатами существуют и ненадёжные, которые не признаются мусульманскими учёными. Если кираат имеет достоверный иснад, но не соответствует консонантной основе, принятой при халифе ‘Усмане, или нормам арабского языка или не получил широкого распространения, то он называется единичным (ахад). Кираат с недостоверным иснадом называется аномальным (шазз). Если же кираат вообще не имеет никакой основы, то его называют мауду‘, т. е. вымышленным. Кирааты, относящиеся к этим категориям, запрещается использовать при чтении Корана в молитве и в другое время, однако некоторые из них принимаются в качестве аргумента при обсуждении вопросов правового характера. К таковым относятся, например, способы чтения, основанные на мусхафах ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда и Убайя ибн Ка‘ба.