История науки о толковании
Тафсир Корана появился ещё при жизни Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который разъяснял смысл откровений и призывал задумываться над Писанием Аллаха. Среди сподвижников умением толковать Коран отличались Правдивейший Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, ‘Абдаллах ибн ‘Аббас, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит, Абу Муса аль-Аш‘ари, ‘Абдаллах ибн аз-Зубайр и др.
Много высказываний о значении аятов дошло со слов ‘Али ибн Абу Талиба. Передают, что Абу ат-Туфайль ‘Амир аль-Лейси рассказывал: «Я был свидетелем, как ‘Али, выступая с проповедью, сказал: “Спрашивайте меня! Клянусь Аллахом, о чём бы вы ни спросили из того, что произойдёт до дня воскресения, я отвечу вам. Спрашивайте меня о Писании Аллаха, ибо, клянусь Аллахом, про любой аят я знаю, ночью он был ниспослан или днём, на равнине или в горах”» [Тафсир Абд-ар-Раззак 3/234]. Абу Ну‘айм же приводит слова Ибн Мас‘уда: «Коран был ниспослан в семи харфах, и у каждого из этих харфов есть явная и скрытая стороны. ‘Али ибн Абу Талиб знает и явное, и скрытое» [Хилья аль-аулия 1/65].
Ещё больше комментариев передают от имени самого ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда. Рассказывают, что он сказал: «Клянусь Богом, кроме Которого нет другого бога, в Писании Аллаха нет такой суры, о которой бы я не знал, где она была ниспослана, и нет такого аята, о котором бы я не знал, о ком он был ниспослан. Если бы я знал, что где-то есть знающий Писание Аллаха лучше меня и что до того места можно добраться на верблюде, я бы тотчас отправился к нему» [Бухари 5002, Муслим 2463].
Абу аль-Бахтари рассказывал, что люди спросили ‘Али ибн Абу Талиба об ‘Абдаллахе ибн Мас‘уде, и он сказал: «Он изучил Коран и Сунну и остановился, и этого знания достаточно». Абу ‘Атыйя рассказывал, что Абу Муса аль-Аш‘ари, указывая на ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, говорил: «Не спрашивайте меня ни о чём, пока среди вас есть это книжник» [Хилья аль-аулия 1/129]. Масрук рассказывал: «‘Абдаллах [ибн Мас‘уд] читал нам суру, а потом в течение большей части дня рассказывал о ней и толковал её» [Табари 1/75].
Однако самым выдающимся комментатором Корана считается «книжник мусульманской уммы» ‘Абдаллах ибн ‘Аббас. Имам аль-Бухари привёл хадис о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, помолился за него и сказал: «Аллахумма, обучи его религии!» В другой версии сообщается, что сам Ибн ‘Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прижал меня к себе и сказал: “Аллахумма, научи его Писанию!”» [Бухари 75, 143, Муслим 2477].
Его ученик Муджахид ибн Джабр говорил: «Ибн ‘Аббаса называли ‘морем’ (бахр) за обширность его знаний». Мухаммад ибн аль-Ханафийя сказал: «Ибн ‘Аббас был книжником этой уммы» [Хилья аль-аулия 1/316]. Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Ибн ‘Аббас настолько хорошо знал Коран, что ‘Умар говорил о нём: “Вот юноша, который мудрее старцев. У него язык вопрошающий и сердце разумеющее”» [Хилья аль-аулия 1/318, Учение о толковании Корана [1]/99].
Аль-А‘маш рассказывал со слов Абу Ваиля Шакика ибн Салямы, что, когда Ибн ‘Аббас руководил хаджем, он прочёл такую проповедь, что если бы турки и румы услышали её, то они обратились бы в ислам. Потом он прочёл суру «Свет» и начал толковать её. В другой версии говорится, что Ибн ‘Аббас прочёл суру «Корова» и начал толковать её так, что один мужчина сказал: «Если бы дайламиты услышали это, то обратились бы в ислам». Эту последнюю версию приводит и историк Абу Юсуф аль-Фасави, и в ней вместо суры «Корова» упоминается сура «Свет» [Табари 1/75, Фасави 1/495].
Достоинства ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда признавали многие сподвижники, которые были старше и опытнее его. Масрук рассказывал, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Если бы Ибн ‘Аббас был нашим ровесником, никто из нас не мог бы сравниться с ним». Аль-А‘маш рассказывал, что слышал от людей, что ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «‘Абдаллах ибн ‘Аббас — превосходный толмач Корана» [Фасави 1/495, Далаиль ан-нубувва 6/193]. Достоверно известно, что Ибн Мас‘уд скончался в 32 году хиджры. Ибн ‘Аббас прожил после него ещё тридцать шесть лет, и не трудно представить, каких успехов он достиг в понимании смыслов Священного Корана.
Толкования Ибн ‘Аббаса и других сподвижников были записаны и сохранены их учениками, благодаря чему они дошли до поздних комментаторов Корана и сохранились по сегодняшний день. Широкую известность получили изводы ‘Али ибн Абу Тальхи аль-Хашими от Ибн ‘Аббаса, Ибн Джурайджа от Ибн ‘Аббаса, Кайса ибн Муслима аль-Куфи от Ибн ‘Аббаса, ас-Судди от Ибн Мас‘уда, Абу Джа‘фара ар-Рази от Убайя ибн Ка‘ба и др. Некоторые комментарии к Корану, например, тафсир Ибн ‘Аббаса в передаче Мухаммада ибн ас-Са’иба аль-Кальби, считаются недостоверными из-за ненадёжности их передатчиков [Иткан [1]/785-787].
Много комментаторов Корана было среди табиев. Ибн Таймийя говорил: «Более всех сведущи в толковании Корана мекканцы, поскольку они — ученики Ибн ‘Аббаса. Это — Муджахид, ‘Ата’ ибн Абу Рабах, ‘Икрима, мауля Ибн ‘Аббаса, Тавус, Абу аш-Ша‘са’, Са‘ид ибн Джубайр, Тавус и другие ученики Ибн ‘Аббаса. Сведущи также и куфийцы из числа учеников ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, отличающиеся от остальных, и толкователи из Медины, в том числе Зайд ибн Аслям, у которого учились его сын ‘Абд-ар-Рахман ибн Зайд, Малик ибн Анас и ‘Абдаллах ибн Вахб» [Ибн Таймийя. Мукаддима [1]/61]. Выдающимися толкователями Корана также были ‘Ата’ ибн Абу Саляма аль-Хорасани, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Курази, Абу аль-‘Алия, ад-Даххак ибн Музахим, ‘Атыйя аль-‘Ауфи, Катада, Зайд ибн Аслям, Мурра аль-Хамадани, Абу Малик, ар-Раби‘ ибн Анас и др.
Вслед за ними пришло поколение тех, кто собирал высказывания сподвижников и табиев и сочинял письменные толкования: Суфьян ибн ‘Уяйна, Ваки‘ ибн аль-Джаррах, Шу‘ба ибн аль-Хаджжадж, Язид ибн Харун, ‘Абд-ар-Раззак ас-Сан‘ани, Адам ибн Абу Ияс, Исхак ибн Рахавайхи, Раух ибн ‘Убада, ‘Абд ибн Хумайд, Абу ‘Али аль-Миссыси, Абу Бакр ибн Абу Шейба и др.
Замкнул ранний этап мусульманской экзегетики выдающийся комментатор Абу Джа‘фар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (ум. 310/923), автор важнейшего из тафсиров под названием «Джами‘ аль-байан фи тафсир аль-Кур’ан». Аль-Хатыб аль-Багдади сказал: «Никто не сочинил ничего равного комментарию Ибн Джарира» [Тарих Багдад 2/550]. Он же привёл слова шафиитского шейха Абу Хамида аль-Исфарайини (ум. 406/1016): «Для того чтобы приобрести тафсир Ибн Джарира, можно поехать и в Китай» [Тарих Багдад 2/550, Самани 4/46]. Вслед за ним фундаментальные труды по тафсиру составили Ибн аль-Мунзир ан-Нишапури (ум. 318/930), Ибн Абу Хатим (ум. 327/938), Абу аш-Шейх аль-Исфахани (ум. 369/979), Абу ‘Абдаллах аль-Хаким (ум. 405/1014), Ибн Мардавайхи (ум. 410/1019) и др.
Позднее комментарии сочиняли разные авторы, некоторые из них урезали иснады и небрежно передавали ранние толкования. Результатом этого стало включение в тафсиры ошибочных и даже неприемлемых суждений. Наряду с этим богословы начали составлять специализированные комментарии, авторы которых ограничивались той дисциплиной, которой они владели лучше всего. Абу Исхак аз-Заджжадж (ум. 311/923), Абу аль-Хасан аль-Вахиди (ум. 468/1076) и Абу Хайян аль-Андалуси (ум. 745/1344) акцентировали внимание на морфологическом и грамматическом разборе откровений. Абу Исхак ас-Са‘ляби (ум. 427/1035) и некоторые другие ограничивались преданиями и рассказами о прошлом. Абу ‘Абдаллах аль-Куртуби и другие законоведы занимались извлечением из аятов шариатских предписаний и перечислением мнений разных богословов по этим вопросам. Некоторые представители калама, например, Фахр-ад-дин ар-Рази, включали в тафсиры изречения философов, мудрецов и им подобных. Приверженцы еретических сект сочиняли толкования, в которых отстаивали свои ошибочные воззрения, опираясь либо на суждения, которые они считали логичными и разумными, либо на слабые и выдуманные предания. Современные комментаторы составляют толкования, в которых разъясняют смысл Писания простым языком. И хотя такие комментарии весьма поверхностны, сегодня мусульмане испытывают большую нужду в них, поскольку большая часть уммы не ведает истинной сути коранического послания. К таким тафсирам можно отнести «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» ‘Абд-ар-Рахмана ибн Насыра ас-Са‘ди, «Зубда ат-тафсир» Мухаммада Сулеймана аль-Ашкара, «Тафсир аль-мунтахаб», составленный группой преподавателей каирского университета Аль-Азхар, «ат-Тафсир аль-муяссар», составленный группой мединских улемов.