Сура ан-Ниса

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَىٰ أَنْفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالْأَقْرَبِينَ ۚ إِنْ يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقِيرًا فَاللَّهُ أَوْلَىٰ بِهِمَا ۖ فَلَا تَتَّبِعُوا الْهَوَىٰ أَنْ تَعْدِلُوا ۚ وَإِنْ تَلْوُوا أَوْ تُعْرِضُوا فَإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا
4:135
О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.

Сло­во кав­вам (‘стой­кий’) яв­ля­ет­ся фор­мой пре­уве­личе­ния. Это оз­на­ча­ет, что Все­выш­ний Ал­лах при­казал Сво­им ве­ру­ющим ра­бам быть стой­ки­ми в спра­вед­ли­вос­ти при лю­бых об­сто­ятель­ствах. Под спра­вед­ли­востью под­ра­зуме­ва­ет­ся вы­пол­не­ние обя­зан­ностей пе­ред Ал­ла­хом и Его ра­бами. Для то­го что­бы соб­лю­дать спра­вед­ли­вость в от­но­шени­ях с Ал­ла­хом, че­ловек не дол­жен ис­поль­зо­вать Божьи щед­ро­ты для со­вер­ше­ния гре­хов, а дол­жен поль­зо­вать­ся ими для со­вер­ше­ния бо­го­угод­ных пос­тупков. Для то­го что­бы соб­лю­дать спра­вед­ли­вость в от­но­шени­ях с людь­ми, он дол­жен вы­пол­нять свои обя­зан­ности пе­ред ни­ми так, как он тре­бу­ет от них вы­пол­не­ния обя­зан­ностей пе­ред ним. Он дол­жен ма­тери­аль­но обес­пе­чивать тех, кто на­ходит­ся на его по­пече­нии, вып­ла­чивать обя­затель­ные по­жер­тво­вания и дол­ги, об­ра­щать­ся с людь­ми так, как ему хо­чет­ся, что­бы они об­ра­щались с ним, про­яв­лять вы­сокую нравс­твен­ность, быть приз­на­тель­ным за ока­зан­ные ус­лу­ги и т.п.

Од­ним из ве­личай­ших про­яв­ле­ний спра­вед­ли­вос­ти яв­ля­ет­ся бес­пристрас­тное от­но­шение к сло­вам и тем, кто их про­из­но­сит. Че­ловек не дол­жен от­да­вать пред­почте­ние од­ной из двух тя­жущих­ся сто­рон по при­чине родс­тва или лич­ной сим­па­тии. Нап­ро­тив, он дол­жен рас­смат­ри­вать по­зиции обе­их сто­рон че­рез приз­му спра­вед­ли­вос­ти.

Еще од­ним про­яв­ле­ни­ем спра­вед­ли­вос­ти яв­ля­ет­ся при­несе­ние прав­ди­вого сви­детель­ства, ка­ким бы оно ни бы­ло, да­же ес­ли оно об­ра­щено про­тив лю­бимых лю­дей или са­мого сви­дете­ля. Вот по­чему Ал­лах при­казал сви­детель­ство­вать по спра­вед­ли­вос­ти, да­же ес­ли сви­детель­ство бу­дет про­тив са­мого че­лове­ка, его ро­дите­лей или бли­жай­ших родс­твен­ни­ков. Бу­дет ли об­ви­ня­емый бо­гатым или бед­ным, толь­ко Ал­лах смо­жет за­щитить его луч­шим об­ра­зом. По­сему лю­ди не дол­жны скло­нять­ся на сто­рону бо­гачей ра­ди их бо­гатс­тва или на сто­рону бед­ня­ков, по­лагая, что тем са­мым они про­яв­ля­ют к ним сос­тра­дание. Нап­ро­тив, они обя­заны при­носить прав­ди­вое сви­детель­ство, про­тив ко­го бы оно ни бы­ло об­ра­щено.

Твер­дая при­вер­женность спра­вед­ли­вос­ти яв­ля­ет­ся од­ним из ве­личай­ших под­твержде­ний на­бож­ности, бо­гобо­яз­неннос­ти и ре­лиги­оз­ности че­лове­ка, и ес­ли раб же­ла­ет се­бе доб­ра и хо­чет об­рести спа­сение, то он обя­зан уде­лять это­му об­сто­ятель­ству осо­бое вни­мание, всег­да иметь его в ви­ду, сде­лать его объ­ек­том собс­твен­ных ус­трем­ле­ний и из­ба­вить­ся от все­го, что ме­ша­ет ему стре­мить­ся к спра­вед­ли­вос­ти или соб­лю­дать ее. А пос­коль­ку ве­личай­шим пре­пятс­тви­ем на пу­ти к спра­вед­ли­вос­ти яв­ля­ет­ся по­така­ние низ­менным страс­тям, да­лее Ал­лах зап­ре­тил лю­дям по­такать сво­им же­лани­ям, да­бы они ни­ког­да не от­сту­пали от спра­вед­ли­вос­ти.

Лю­ди не дол­жны ус­ту­пать страс­тям, ко­торые про­тиво­речат ис­ти­не, ибо ес­ли они ста­нут пос­ту­пать так, то неп­ре­мен­но ук­ло­нят­ся от ис­ти­ны и не бу­дут бес­пристрас­тны­ми. А при­чина это­го в том, что же­лания ли­бо ли­ша­ют че­лове­ка про­ница­тель­нос­ти, пос­ле че­го он на­чина­ет счи­тать ис­ти­ну ложью, а ложь — ис­ти­ной, ли­бо зас­тавля­ют его соз­на­тель­но от­ка­зывать­ся от ис­ти­ны. Но ес­ли он убе­режет се­бя от собс­твен­ных страс­тей, то Ал­лах по­может ему пос­ту­пать пра­виль­но и про­ведет его пря­мым пу­тем.

Пос­ле разъ­яс­не­ния то­го, что спра­вед­ли­вость яв­ля­ет­ся обя­зан­ностью му­суль­ман, Все­выш­ний Ал­лах зап­ре­тил ис­ка­жать ис­ти­ну ус­та­ми во вре­мя при­несе­ния сви­детель­ств и при дру­гих об­сто­ятель­ствах. Ал­лах зап­ре­тил ис­ка­жать ис­ти­ну как це­ликом, так и час­тично, и этот зап­рет рас­простра­ня­ет­ся на лож­ные сви­детель­ства, не­пол­ные по­каза­ния или ис­ка­жен­ное пред­став­ле­ние со­бытий. Имен­но это на­зыва­ет­ся кри­вить язы­ком и ук­ло­нять­ся от ис­ти­ны. Ал­лах так­же зап­ре­тил ук­ло­нять­ся от спра­вед­ли­вос­ти, ес­ли она вме­нена в обя­зан­ность че­лове­ку. Это зна­чит, что сви­детель не мо­жет от­ка­зать­ся от да­чи по­каза­ний, а судья не мо­жет от­ка­зать­ся от вы­несе­ния при­гово­ра, ко­торый он обя­зан вы­нес­ти.

Ал­лах объ­ем­лет зна­ни­ем все, что со­вер­ша­ют лю­ди, и ве­да­ет об их яв­ных и скры­тых де­яни­ях. Упо­мина­ние об этом яв­ля­ет­ся гроз­ным пре­дуп­режде­ни­ем для тех, кто кри­вит ду­шой и ук­ло­ня­ет­ся от сво­их обя­зан­ностей. А это зна­чит, что в еще боль­шей сте­пени оно рас­простра­ня­ет­ся на тех, кто соз­на­тель­но вы­носит неп­ра­виль­ный при­говор или при­носит лжес­ви­детель­ство. Эти прес­тупле­ния — еще бо­лее тяж­кие, чем два пре­дыду­щих, по­тому что пре­дыду­щие пос­тупки яв­ля­ют­ся прос­то ук­ло­нени­ем от ис­ти­ны, а эти до­пол­ня­ют­ся ут­вер­жде­ни­ем лжи.