Сура ан-Ниса

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَىٰ رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنْزَلَ مِنْ قَبْلُ ۚ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا
4:136
О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение.

Сле­ду­ет знать, что ре­лиги­оз­ные по­веле­ния бы­ва­ют двух ви­дов. Од­ни об­ра­щены к лю­дям, ко­торые не вы­пол­ня­ют оп­ре­делен­ных пред­пи­саний или не об­ла­да­ют со­от­ветс­тву­ющи­ми ка­чес­тва­ми. В этом слу­чае им ве­лят вы­пол­нить это пред­пи­сание. К этой груп­пе от­но­сит­ся по­веле­ние уве­ровать, об­ра­щен­ное к не­веру­ющим. Все­выш­ний ска­зал: «О те, ко­му бы­ло да­но Пи­сание! Уве­руй­те в то, что Мы нис­посла­ли в под­твержде­ние то­го, что есть у вас» (4:47).

Дру­гие по­веле­ния об­ра­щены к лю­дям, ко­торые вы­пол­ня­ют оп­ре­делен­ные пред­пи­сания и уже об­ла­да­ют со­от­ветс­тву­ющи­ми ка­чес­тва­ми. Эти по­веле­ния пред­назна­чены для то­го, что­бы они улуч­ши­ли то, что уже при­об­ре­ли, и дос­тигли то­го, че­го еще не при­об­ре­ли. При­мером это­го яв­ля­ет­ся упо­мяну­тое в этом а­яте по­веле­ние уве­ровать в Ал­ла­ха, об­ра­щен­ное к пра­вовер­ным.

Оно оз­на­ча­ет, что ве­ру­ющие дол­жны со­вер­шенс­тво­вать ве­ру, при­ум­но­жая свою ис­крен­ность и прав­ди­вость, из­бе­гая по­роч­ных пос­тупков и рас­ка­ива­ясь в гре­хах. Оно так­же оз­на­ча­ет, что каж­дый пра­вовер­ный обя­зан при­об­ре­тать но­вые ре­лиги­оз­ные зна­ния и со­вер­шать пра­вед­ные де­яния, ко­торых он не де­лал рань­ше, ибо ес­ли он ус­лы­шал свя­щен­ный текст, по­нял его смысл и уве­ровал в не­го, то он обя­зан вы­пол­нять его. Это от­но­сит­ся ко всем де­яни­ям ду­ши и те­ла, пос­коль­ку каж­дое из них яв­ля­ет­ся сос­тавля­ющей ве­ры, что под­твержда­ет­ся мно­гочис­ленны­ми тек­ста­ми и еди­ным мне­ни­ем ран­них му­суль­ман. Это так­же оз­на­ча­ет, что ве­ру­ющий дол­жен не­ус­танно сле­довать этим пу­тем и ос­та­вать­ся стой­ким, по­ка его не нас­тигнет смерть. Все­выш­ний ска­зал: «О те, ко­торые уве­рова­ли! Бой­тесь Ал­ла­ха дол­жным об­ра­зом и уми­рай­те не ина­че, как бу­дучи му­суль­ма­нами!» (3:102).

Ал­лах при­казал уве­ровать в Не­го, Его пос­ланни­ков, Ко­ран и пре­дыду­щие Свя­щен­ные Пи­сания. Ве­ра в это обя­затель­на, пос­коль­ку раб мо­жет стать ве­ру­ющим толь­ко в том слу­чае, ес­ли объ­еди­нит в се­бе все эти ка­чес­тва. Ему дос­та­точ­но уве­ровать в это в це­лом, по­ка он не при­об­рел бо­лее под­робные зна­ния, но ес­ли он при­об­рел их, то он обя­зан ве­рить в каж­дое из кон­крет­ных по­ложе­ний. Вся­кий, кто об­ла­да­ет та­кой ве­рой, сле­ду­ет пря­мым пу­тем и неп­ре­мен­но добь­ет­ся ус­пе­ха. Но ес­ли че­ловек от­ка­зыва­ет­ся уве­ровать в Ал­ла­ха, Его ан­ге­лов, Его пи­сания, Его пос­ланни­ков и Суд­ный день, то он впа­да­ет в глу­бокое заб­лужде­ние. А кто мо­жет быть бо­лее заб­лудшим, чем тот, кто ук­ло­нил­ся от пря­мого пу­ти и встал на путь, ве­дущий к му­читель­но­му на­каза­нию?!!

Нуж­но знать, что не­верие в од­ну из пе­речис­ленных в этом а­яте ве­щей по­доб­но не­верию во все пе­речис­ленное сра­зу, пос­коль­ку эти пос­ту­латы тес­но свя­заны друг с дру­гом, и нель­зя приз­на­вать один из них, от­вергая при этом дру­гой.