Сура аль-Маида

فَبِمَا نَقْضِهِمْ مِيثَاقَهُمْ لَعَنَّاهُمْ وَجَعَلْنَا قُلُوبَهُمْ قَاسِيَةً ۖ يُحَرِّفُونَ الْكَلِمَ عَنْ مَوَاضِعِهِ ۙ وَنَسُوا حَظًّا مِمَّا ذُكِّرُوا بِهِ ۚ وَلَا تَزَالُ تَطَّلِعُ عَلَىٰ خَائِنَةٍ مِنْهُمْ إِلَّا قَلِيلًا مِنْهُمْ ۖ فَاعْفُ عَنْهُمْ وَاصْفَحْ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُحْسِنِينَ
5:13
За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро.

Сы­ны Ис­ра­ила на­руши­ли обе­щание, и по­это­му Ал­лах под­верг их сра­зу нес­коль­ким на­каза­ни­ям.

Во-пер­вых, Он прок­лял их и от­да­лил от Сво­ей ми­лос­ти. Они зак­ры­ли пе­ред со­бой вра­та ми­лос­ти, ког­да не вы­пол­ни­ли обе­щание, дан­ное Ал­ла­ху, пос­коль­ку вы­пол­не­ние его яв­ля­ет­ся ве­личай­шим фак­то­ром, поз­во­ля­ющим зас­лу­жить Божью ми­лость.

Во-вто­рых, Он ожес­то­чил их сер­дца нас­толь­ко, что ни­какие про­пове­ди и уве­щева­ния уже не при­носи­ли им поль­зы. Божьи зна­мения и на­зида­ния не воз­дей­ство­вали на них, го­рячие при­зывы не про­буж­да­ли в них ни­како­го же­лания, а ус­тра­ша­ющие ре­чи не все­ляли в них стра­ха. Это — од­но из ве­личай­ших на­каза­ний, ко­торым толь­ко мо­жет быть под­вер­гнут раб, пос­коль­ку его сер­дце ока­зыва­ет­ся в та­ком сос­то­янии, ког­да да­же вер­ное ру­ководс­тво и доб­рые нас­тавле­ния не при­ум­но­жа­ют в нем ни­чего, кро­ме зла.

В-треть­их, они под­вер­глись ис­ку­шению и при­нялись ис­ка­жать сло­ва Ал­ла­ха и тот смысл, ко­торый в них вло­жили Ал­лах и Его пос­ланник.

В-чет­вертых, они за­были боль­шую часть то­го, что им бы­ло со­об­ще­но. Это оз­на­ча­ет, что они пре­дали заб­ве­нию и по­теря­ли мно­гое из то­го, что бы­ло нис­посла­но в То­ре, и то­го, что бы­ло вну­шено про­року Му­се. Ал­лах зас­та­вил их за­быть мно­гое из это­го в на­каза­ние за то, что они нат­во­рили. Это так­же оз­на­ча­ет, что они пе­рес­та­ли вы­пол­нять нис­послан­ные пред­пи­сания и не бы­ли вдох­новле­ны на вы­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на них обя­зан­ностей. Та­ким об­ра­зом, ес­ли лю­ди Пи­сания от­ри­ца­ют не­кото­рые от­кро­вения, ко­торые бы­ли нис­посла­ны в их Пи­сании, или не­кото­рые со­бытия, про­изо­шед­шие в те вре­мена, то эти све­дения от­но­сят­ся к тем, ко­торые они пре­дали заб­ве­нию.

В-пя­тых, они бы­ли об­ре­чены на со­вер­ше­ние пре­датель­ских и ве­ролом­ных пос­тупков. По­это­му они из­ме­ня­ют Ал­ла­ху и пре­да­ют Его ве­ру­ющих ра­бов. Од­ним из са­мых ужас­ных про­яв­ле­ний их из­ме­ны и пре­датель­ства яв­ля­ет­ся сок­ры­тие ис­ти­ны от тех, кто от­но­сит­ся к ним с до­вери­ем. Они же­ла­ют, что­бы лю­ди ос­та­вались не­веру­ющи­ми, и это — ве­ликое пре­датель­ство с их сто­роны.

Эти по­роч­ные ка­чес­тва при­сущи каж­до­му, кто упо­доб­ля­ет­ся сы­нам Ис­ра­ила. Ес­ли че­ловек не со­вер­ша­ет то­го, что ему при­казал со­вер­шать Ал­лах, и не вы­пол­ня­ет взя­тых на се­бя обя­затель­ств, то он об­ре­ка­ет се­бя на прок­ля­тие, а его сер­дце ста­новит­ся черс­твым. Он ус­ту­па­ет ис­ку­шению и на­чина­ет ис­ка­жать сло­ва сво­его Гос­по­да. Ал­лах не по­мога­ет ему най­ти пря­мой путь, и он за­быва­ет мно­гое из то­го, чем его уве­щева­ли. На­ряду с этим та­кой че­ловек обя­затель­но ока­зыва­ет­ся пре­дате­лем и из­менни­ком. Мы же про­сим Ал­ла­ха убе­речь нас от это­го!

Все­выш­ний наз­вал ре­лиги­оз­ные на­зида­ния до­лей, по­тому что они яв­ля­ют­ся са­мой слав­ной частью то­го, что вы­пада­ет на до­лю че­лове­ка. Все ос­таль­ные бла­га яв­ля­ют­ся его мир­ской до­лей. Все­выш­ний ска­зал: «Он вы­шел к сво­ему на­роду в сво­их ук­ра­шени­ях. Те, ко­торые же­лали мир­ской жиз­ни, ска­зали: “Вот ес­ли бы у нас бы­ло то, что да­рова­но Ка­руну [Ко­рею]! Во­ис­ти­ну, он об­ла­да­ет ве­ликой до­лей”» (28:79).

Го­воря о до­ле, ко­торая при­носит че­лове­ку поль­зу, Все­выш­ний Ал­лах ска­зал: «Но не бу­дет это да­рова­но ни­кому, кро­ме тех, кто про­яв­ля­ет тер­пе­ние, и не бу­дет это да­рова­но ни­кому, кро­ме тех, кто об­ла­да­ет ве­ликой до­лей» (41:35).

За­тем Он ска­зал, что лишь не­кото­рые из и­уде­ев ос­та­лись вер­ны за­вету. Гос­подь ока­зал им под­дер­жку и по­вел их пря­мым пу­тем. За­тем Ал­лах при­казал Сво­ему пос­ланни­ку, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, про­щать им оби­ды и ос­кор­бле­ния, ко­торые они на­носи­ли ему и ко­торые мож­но бы­ло прос­тить им, по­тому что ве­лико­душие — это доб­ро­детель, а ведь Ал­лах лю­бит тво­рящих доб­ро.

Под доб­ро­детелью в от­но­шени­ях с Ал­ла­хом под­ра­зуме­ва­ет­ся пок­ло­нение Ему так, слов­но че­ловек ви­дит Его, и да­же ес­ли он не ви­дит Его, то ведь Ал­лах ви­дит его. А под доб­ро­детелью по от­но­шению к тво­рени­ям под­ра­зуме­ва­ет­ся стрем­ле­ние при­нес­ти им поль­зу в ду­хов­ных и мир­ских де­лах.