Начало откровений

Пророческая миссия Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, началась, когда ему уже исполнилось сорок лет. Период пророчества продолжался двадцать три года вплоть до его смерти. Первые тринадцать лет он проповедовал в Мекке, а последующие десять лет — в Медине.

Передают со слов матери верующих ‘Аиши, что ниспослание откровений Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, началось с благих видений во сне, и когда он видел их, они были ясными, подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал уединяться в пещере на горе Хира, предаваясь там делам благочестия. Он поклонялся Аллаху в течение многих ночей, прежде чем снова вернуться к семье за припасами. Потом он возвращался к Хадидже и брал всё необходимое для очередного уединения. И так продолжалось, пока истина не открылась ему, и случилось это, когда он находился в пещере Хира. К нему пришёл ангел и сказал: «Читай!» Он ответил: «Я не умею читать!» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, рассказывал: «Тогда он схватил меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова сказал: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Тогда он во второй раз сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: “Читай!” Я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а потом отпустил и сказал: «Читай с именем твоего Господа, Который сотворил, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь Господь твой — Наищедрейший» (сура 96 «Сгусток крови», аяты 1-3)».

Трепеща от страха, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вернулся к Хадидже бинт Хувайлид и сказал: «Укройте меня! Укройте меня!» Его укрыли, а когда страх его прошёл, он рассказал ей обо всём и сказал: «Я боюсь за себя!» Хадиджа сказала: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты поддерживаешь родственные связи, помогаешь слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь попавшим в затруднительное положение!» После этого Хадиджа вышла вместе с ним из дома и привела его к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн ‘Абд-аль-‘Уззе, который во времена невежества принял христианство и, пользуясь письменностью иудеев, выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. Он был уже глубоким старцем, лишившимся зрения. Хадиджа сказала ему: «О сын моего дяди, выслушай своего племянника!» Варака спросил его: «О племянник, что ты видишь?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сообщил ему о том, что он увидел. Тогда Варака сказал: «Это — Ан-Намус [Хранитель тайн], которого Аллах отправил к Мусе! О, если бы я был молод и дожил до того времени, когда твой народ прогонит тебя!» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А разве они прогонят меня?» Варака ответил: «Да. Кто бы ни приносил подобное тому, что принёс ты, с ним всегда враждовали, но если я доживу до того дня, то окажу тебе любую помощь!» Однако Варака вскоре умер, а откровения на время прекратились [Бухари 3, Муслим 160].

Из этого хадиса следует, что самые первые откровения Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, получал во сне.

Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сновидения верующего равняются одной сорок шестой части пророчества» [Бухари 6987, Муслим 2264]. На эту тему есть похожие хадисы, в которых сообщается, что благое сновидение или сновидение верующего равняется одной двадцать шестой, одной сороковой, одной сорок пятой, одной сорок девятой, одной пятидесятой или одной семидесятой части пророчества. Согласно кади ‘Ияду ибн Мусе (ум. 544/1149), имам ат-Табари считал, что эти различия определяются различиями между состояниями людей, которые видят сновидения. Сновидение праведного верующего приравнивается к одной сорок шестой части пророчества, а грешного — к одной семидесятой. Согласно другому толкованию, неясное сновидение является одной семидесятой частью, а отчётливое — одной сорок шестой. По словам Хамда аль-Хаттаби (ум. 388/998), некоторые богословы считали, что благое сновидение является одной сорок шестой частью пророчества, потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пророчествовал в Мекке тринадцать лет, в Медине — десять лет, и видел откровения во сне в течение шести месяцев, которые предшествовали пророчеству, а шесть месяцев составляют одну сорок шестую часть от 23 лет. Некоторые считали это объяснение слабым, потому что нет достоверных сообщений о длительности периода правдивых сновидений до начала пророчества и потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, видел такие сны и после начала пророческой миссии. Маликитский законовед Абу ‘Абдаллах аль-Мазари (ум. 536/1141) сказал: «Возможно, под этим подразумевается, что сновидение является вестью о сокровенном, и это — всего лишь один из плодов пророчества. Оно не определяет пророчество, ибо если Всевышний Аллах отправил пророка для того, чтобы тот издавал законы и разъяснял предписания, то этот пророк может и ничего не сообщать о сокровенном, и это нисколько не умалит его пророчества и не повлияет на его суть. Благое сновидение — всего лишь часть пророчества и весть о сокровенном. Если оно является кому-либо, то обязательно оказывается правдивым. А Аллах знает лучше» [Шарх ан-Навави 15/31].

Из приведённого выше хадиса ‘Аиши также следует, что первым кораническим откровением стали первые пять аятов суры «Сгусток крови». Они были ниспосланы в месяце рамадане через ангела Джибриля. После этого ниспослание откровений временно прекратилось.

Египетский правовед Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни (ум. 852/1449) пишет: «Ахмад ибн Ханбаль в “Тарихе” передал слова аш-Ша‘би о том, что ниспослание откровений прекратилось на три года. То же самое утверждал [Мухаммад] ибн Исхак. Аль-Байхаки сообщил, что благие сновидения продолжались в течение шести месяцев. Из этого следует, что пророческие сновидения у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, начались в раби-уль-аввале — в том месяце, когда он родился. Это произошло после того, как ему исполнилось сорок лет. А ниспослание откровений наяву началось в рамадане. Однако прекращение откровений на три года между ниспосланием суры “Сгусток крови” и суры “Завернувшийся” не означает, что Джибриль вообще не приходил к нему. Это означает лишь то, что ниспослание Корана было приостановлено. Возвращаясь к словам аш-Ша‘би, которые привёл имам Ахмад в “Тарихе” в передаче Давуда ибн Абу Хинда. Аш-Ша‘би сказал следующее: “Он получил пророчество в сорок лет, и в течение трёх лет за его пророчество отвечал Исрафиль, который обучал его словам и другим вещам, но Коран не ниспосылался через него. А через три года к нему был приставлен Джибриль, и Коран ниспосылался ему через него на протяжении двадцати лет”» [Фатх Аль-Бари 1/27].

Из этих двадцати лет первые десять лет Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, проповедовал в Мекке, а следующие десять лет — в Медине. Аяты и суры, которые были ниспосланы в Мекке, принято называть мекканскими, а те из них, которые были ниспосланы в Медине, — мединскими. К последним относятся и откровения, ниспосланные за пределами Медины, например, во время военных походов и поездок*.

* О существующих системах разделения аятов на мекканские и мединские мы поговорим в главе «Хронология Корана».