Формы ниспослания откровений
Опираясь на достоверные предания о жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха, мусульманские богословы отмечали, что божественное откровение ниспосылалось ему в разных формах. Как уже было отмечено в предыдущей главе, самой ранней формой были благочестивые или правдивые сновидения, которые были ясными, подобно утренней заре. Они начались до ниспослания Корана и продолжались на протяжении всей оставшейся жизни Посланника, мир ему и благословение Аллаха.
Второй формой ниспослания откровений было внушение. Ангел внушал послание, и оно доходило до разума и сердца Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В хадисе Абу Умамы сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, Святой дух внушил мне, что человек не умрёт, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с молитвами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путём ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему» [Хилья аль-аулия 10/27, Сахих аль-джами 2085].
Третья форма — явление ангела в образе человека. Иногда сподвижники становились свидетелями этого, что подтверждается известным хадисом ‘Умара ибн аль-Хаттаба о том, как ангел Джибриль предстал перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в образе опрятного мужчины с жгуче-чёрными волосами, в совершенно белой одежде, и расспросил его об исламе, вере и ихсане. В хадисе сообщается, что после его ухода Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это Джибриль пришёл к вам, чтобы обучить вас вашей религии» [Муслим 8].
Также сообщается, что Джибриль приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в образе сподвижника Дихьи ибн Халифы аль-Кальби [Бухари 3634]. Он имел красивую внешность и обратился в ислам после хиджры, незадолго до битвы при Бадре. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил его к наместнику сирийского города Бусры с посланием для императора Византии. Дихья скончался в период правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна [Захаби 2/550-553].
Четвёртая форма — появление ангела, сопровождавшееся звуком, похожим на звон колокола. Передают со слов ‘Аиши, что аль-Харис ибн Хишам спросил: «О Посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». ‘Аиша сказала: «Я видела, как откровение нисходило на него в очень холодный день, а когда оно покидало его, с его лба стекал пот» [Бухари 2, Муслим 2333].
А в «Муснаде» имама Ахмада (ум. 241/855) приводится хадис от ‘Абдаллаха ибн ‘Амра: «Я спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Чувствуешь ли ты откровение?” Он ответил: “Я слышу звон и тут же умолкаю. И ещё не было случая, когда приходило откровение, чтобы мне не казалось, что моя душа отлетает”» [Ахмад 7071]. Аль-Хаттаби сказал: «Имеется в виду, что сначала он слышал звук, но не разбирал то, что слышал, а потом уже понимал услышанное». Говорили также, что это звук крыльев ангела. Назначение же этого предшествовавшего звука было в том, чтобы откровение занимало его слух полностью и чтобы в нём не оставалось места ни для чего другого [Иткан [1]/103, Учение о ниспослании Корана [1]/169].
Эта форма была наиболее тяжёлой для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что ангел крепко сжимал его, в результате чего его лоб покрывался испариной даже в самые холодные дни, а его верблюдица садилась на колени, если он сидел верхом. Имам Ахмад (ум. 241/855) передал слова ‘Аиши: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, получал откровение, сидя верхом на верблюдице, она садилась на колени и не могла шевельнуться» [Ахмад 24912, Хаким 3865]. Аль-Хаким назвал иснад хадиса достоверным, и он подтверждается рассказами ‘Абдаллаха ибн ‘Амра и Асмы бинт Язид, также переданными Ахмадом [Зад аль-маад 1/78]. Однажды, когда пришло такое откровение, бедро Пророка, мир ему и благословение Аллаха, касалось ноги Зайда ибн Сабита и стало таким тяжёлым, что тот испугался, что его нога сломается [Бухари 2832].
Пятая форма — явление ангела в том облике, в котором он был сотворён. В таком виде он являлся Пророку, мир ему и благословение Аллаха, дважды, о чём говорится в Коране: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением. Он выпрямился на высшем небосклоне, а потом приблизился и спустился. Он находился от него на расстоянии двух луков или даже ближе. [Аллах] внушил Своему рабу [Мухаммаду очень важное], и сердце его не оболгало то, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он видит? Ведь он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела. Возле него сад, [в котором верующие найдут] пристанище» (сура 53 «Звезда», аяты 5-15).
Таким образом, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел ангела Джибриля в том облике, в котором тот был сотворён, вначале на высшем небосклоне, а потом — у Лотоса крайнего предела. Передают, что ‘Аиша спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха, о том, кого он видел на высшем небосклоне и во время второго нисхождения. Он сказал: «Это был Джибриль. Я никогда больше не видел его в том облике, в котором он был сотворён, кроме тех двух раз. Я видел, как он спускался с небес. Он имеет огромное сложение и занимает всё пространство между небом и землёй» [Бухари 4855, Муслим 177].
Шестая форма — внушение без посредничества ангела. Таким путём Аллах вменил в обязанность Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и его последователям совершение пяти обязательных ежедневных молитв. Это произошло, когда Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было позволено подняться выше седьмого неба [Зад аль-маад 1/79].
Седьмая форма — беседа с Аллахом из-за завесы без посредников. Из коранических текстов известно, что так Аллах беседовал с пророком Мусой, мир ему. О том же, что это случилось и с Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, свидетельствует известная история о ночном путешествии в Эль-Кудс и вознесении на небеса. Хадисы об этом переданы со слов целого ряда сподвижников, в том числе Анаса ибн Малика, Малика ибн Са‘са‘, Абу Зарра аль-Гифари, Убайя ибн Ка‘ба аль-Ансари, Бурайды ибн аль-Хусайба аль-Ансари, Джабира ибн ‘Абдаллаха, Хузайфы ибн аль-Ямана, Абу Са‘ида аль-Худри, Шаддада ибн Ауса, ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, ‘Умара ибн аль-Хаттаба, Абу Хурайры, ‘Аиши бинт Абу Бакр, Умм Хани бинт Абу Талиб [Ибн Касир 5/6-42].
Некоторые богословы упоминали и восьмую форму ниспослания откровений, утверждая, что Аллах разговаривал с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, без какой-либо преграды или завесы между ними. Это мнение опирается на толкование аятов из суры «Звезда», согласно которому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, во время вознесения на небеса увидел Всевышнего и Всеблагого Господа воочию. Разногласия по этому поводу существовали как между ранними, так и между поздними комментаторами, хотя сподвижники практически единодушно разделяли точку зрению ‘Аиши. По свидетельству ‘Усмана ибн Са‘ида ад-Дарими (ум. 280/894), сподвижники были единодушны в том, что в этих аятах речь идёт об ангеле Джибриле [Зад аль-маад 1/79]. Это мнение подтверждается и аятами о невозможности лицезреть Аллаха в этом мире. Всевышний сказал: «Не полагается человеку, чтобы Аллах разговаривал с ним кроме как посредством внушения или через завесу, или же Он отправляет посланца, и тот с позволения [Аллаха] внушает то, что Он пожелает. Поистине, Он — Высокий, Мудрый» (сура 42 «Совет», аят 51).
Увидеть Аллаха воочию верующие рабы сумеют только в будущей жизни, что подтверждается текстами Корана и Сунны, и в этом состоит твёрдое убеждение приверженцев Сунны и единой общины. Всевышний сказал: «Лица одних в тот день будут сиять и взирать на своего Господа» (сура 75 «Воскресение», аяты 22-23).
Передают также, что Абу Хурайра рассказывал, что однажды люди спросили: «О Посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в день воскресения?» Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, о Посланник Аллаха!» Он сказал: «Поистине, таким же образом вы увидите Его в день воскресения» [Бухари 6573, Муслим 2968].