Ниспослание с хранимой скрижали
Коран был ниспослан с Хранимой скрижали в Ночь аль-кадра. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Мы ниспослали его в Ночь величия» (сура 97 «Величие», аят 1). Всевышний сообщил, что Он ниспослал Коран в Ночь аль-кадра. Это — благословенная ночь, о которой Великий и Могучий Аллах сказал: «В месяце рамадан был ниспослан Коран, верное руководство для людей, ясные доводы из верного руководства и фуркан» (сура 2 «Корова», аят 185). Ибн ‘Аббас и другие толкователи говорили, что Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой скрижали на ближайшее небо, в Храм могущества — Байт аль-‘изза. После этого он ниспосылался частями Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, по разным поводам в разные дни и месяцы [Ибн Касир 1/501].
Богословы расходятся во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу Шама аль-Макдиси (ум. 665/1267) и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан ещё до начала пророчества [Абу Шама [1]/25]. Однако наиболее сильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суюты [Иткан [1]/97, Учение о ниспослании Корана [1]/160].
Толкователи высказывают разные мнения и относительно того, как Коран был ниспослан с Хранимой скрижали. Согласно самому правильному и наиболее распространённому мнению, Коран был ниспослан в Ночь аль-кадра на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался частями в течение двадцати трёх лет. Передают, что Ибн ‘Аббас сказал: «Коран был ниспослан на ближайшее небо целиком в Ночь аль-кадра, а потом ниспосылался в течение двадцати лет» [Хаким 3390, Байхаки. Асма 503, Ибн Манда. Иман 703]. В другой версии приводят следующие его слова: «Коран был ниспослан на ближайшее небо целиком в Ночь аль-кадра и находился в “местах ниспослания частей” (56:75), а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, а [неверующие] сказали: “Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?” (25:32)» [Хаким 2878, Фадаиль аль-аукат 100]. На эту тему есть и другие сообщения [Иткан [1]/94, Учение о ниспослании Корана [1]/156].
Второе мнение — Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три Ночи аль-кадра, причём в каждую ночь низводилось то, что Аллах хотел ниспослать в течение ближайшего года, а потом эти фрагменты нисходили Пророку, мир ему и благословение Аллаха. Это мнение разделяли Мукатиль ибн Хайян аль-Харраз (ум. ок. 150/767), Абу ‘Абдаллах аль-Халими (ум. 403/1012), Абу аль-Хасан аль-Маварди (ум. 450/1058).
Третье мнение — ниспослание Корана началось в Ночь аль-кадра, а затем он ниспосылался частями. Его придерживался известный куфийский таби Абу ‘Амр аш-Ша‘би.
Аль-Маварди пересказывал и четвёртое мнение: Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джибрилю в течение двадцати ночей, а Джибриль передавал его по частям Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в течение двадцати лет. Ас-Суюты назвал это мнение странным [Иткан [1]/95, Учение о ниспослании Корана [1]/158].
Раскрывая смысл ниспослания Корана с Хранимой скрижали на ближайшее небо, имам чтецов Абу аль-Хасан ас-Сахави (ум. 643/1245) пишет: «В ниспослании Корана целиком на ближайшее небо — особая честь для людей и возвеличивание их перед ангелами, извещение их о том, что Аллах заботится о них и милостив к ним. С этой же целью семидесяти тысячам ангелов было приказано сопровождать ниспослание суры “Скот”, и с этой же целью Аллах приказал Джибрилю продиктовать [Коран] благородным писцам, чтобы они переписывали и читали его» [Джамаль аль-курра [1]/67].
Таким образом, в Ночь аль-кадра Коран был ниспослан с Хранимой скрижали на ближайшее небо. Знатоки богословия высказывали разные мнения по поводу того, почему эта ночь получила такое название. Одни считали, что это название происходит от глагола каддара ‘определять меру, предрешать’, поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В [эту ночь] решаются все мудрые дела по Нашему велению» (сура 44 «Дым», аяты 3-5). Муджахид сказал, что Ночь аль-кадра — это Ночь повелений [Табари 24/544].
Согласно другому мнению, высказанному выдающимся мединским таби Ибн Шихабом аз-Зухри (ум. 124/742), Ночь аль-кадра названа так из-за своей важности и значимости. Слово кадр употребляется в значении ‘достоинство, знатность’. Такое толкование объясняется тем, что, во-первых, Ночь аль-кадра является славной и превосходит тысячу месяцев; во-вторых, праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в другое время; в-третьих, в эту ночь на землю спускаются ангелы и нисходят благодать, милость и прощение; в-четвёртых, поклонение в эту ночь делает человека значимым и достойным перед Аллахом.
Согласно третьему мнению, это название произошло от глагола кадара ‘суживать, стеснять’, во-первых, потому что в эту ночь на землю спускается великое множество ангелов, от которых на земле становится тесно, и, во-вторых, потому что точное время её открывается лишь узкому кругу избранных рабов. Глагол кудира использован в значении ‘быть тесным, недостаточным’ в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснён в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (сура 65 «Развод», аят 7) [Шаукани [1]/1957, Найль аль-аутар [1]/845-846].
Знатоки богословия также разошлись во мнениях по поводу точной даты Ночи аль-кадра. На эту тему есть несколько достоверных хадисов.
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Унайса, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел Ночь аль-кадра, а потом меня заставили забыть о ней. Я видел, что на рассвете совершу земной поклон в воду и глину». ‘Абдаллах сказал: «В двадцать третью ночь полил дождь. А когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершил с нами молитву и повернулся, на его лбу и носу были следы воды и глины» [Муслим 1168].
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ищите Ночь аль-кадра в последние десять ночей рамадана, когда [до конца месяца] останется девять, семь или пять ночей» [Бухари 2021].
В другом хадисе, рассказанном со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, сообщается, что нескольким сподвижникам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было открыто во сне, что Ночь аль-кадра будет одной из семи последних ночей рамадана, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах. Так пусть же тот, кто ищет Ночь аль-кадра, ищет её в семь последних ночей» [Бухари 2015, Муслим 1165].
Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри: «Мы уединились вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, во второй декаде рамадана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: “Поистине, мне была показана Ночь аль-кадра, а потом случилось так, что я забыл её. Но ищите её среди нечётных ночей последней декады рамадана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с Посланником Аллаха, вернутся”. Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале молитвы, и я видел, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также видел следы глины у него на лбу» [Бухари 2016, Муслим 1167].
Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вышел, чтобы сообщить людям о Ночи аль-кадра, но тут двое мусульман поспорили друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о Ночи аль-кадра, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Так ищите же её за девять, за семь и за пять ночей до конца рамадана!» [Бухари 2023].
На эту тему есть и другие хадисы, которые передаются со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара, Абу Бакры ас-Сакафи, Джабира ибн Самуры, Му‘авии ибн Абу Суфьяна и других сподвижников.
Сафи-ар-Рахман аль-Мубаракфури пишет: «Достоверно известно, что это — одна из нечётных ночей последних десяти дней рамадана. Согласно наиболее предпочтительному мнению, эта ночь не имеет точной даты. Она может попасть на двадцать первое, двадцать третье, двадцать пятое, двадцать седьмое или двадцать девятое число рамадана. Однако в обсуждаемом нами хадисе сообщается, что Ночь аль-кадра была двадцать седьмой ночью рамадана. Есть и другие сообщения, в которых приводятся другие даты, например, двадцать первое или двадцать третье рамадана. В те годы Ночь аль-кадра попадала на те числа, но это не значит, что каждый год она попадает на одно и то же число. Но кто-то предполагал, что она всегда приходится на одно число, и говорил об этом на основании своего суждения, и это стало причиной значительных разногласий» [Итхаф аль-кирам [1]/205].
Ибн Хаджар в комментариях к «Сахиху» аль-Бухари привёл более сорока различных мнений на этот счёт и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному из них, она является одной из последних десяти ночей рамадана и приходится на нечётную ночь, причём в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы» [Фатх Аль-Бари 4/266].
Таким образом, точная дата Ночи аль-кадра неизвестна, и смысл этого в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи рамадана, усердно поклоняясь Аллаху, а не полагались только на поклонение в течение одной ночи. А Аллах знает лучше!
Как мы уже отметили, праведные деяния в Ночь аль-кадра превосходят праведные поступки в остальные дни и ночи. Всевышний по этому поводу сказал: «Ночь величия лучше тысячи месяцев» (сура 97 «Величие», аят 3).
А в достоверном хадисе Абу Хурайры сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто постился в рамадане с верой и надеждой на награду [от Аллаха], тому будут прощены совершённые им ранее грехи. И кто молился в Ночь аль-кадра с верой и надеждой на награду [от Аллаха], тому будут прощены совершённые им ранее грехи» [Бухари 2014, Муслим 760].
Поклонение Аллаху в Ночь аль-кадра превосходит поклонение Аллаху в течение тысячи месяцев, в которых нет такой ночи, и для того, чтобы не упустить эту прекрасную возможность заслужить милость Аллаха, Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в последние десять дней рамадана уединялся в мечети, отдаляясь от мирских забот и посвящая себя усердному поклонению Господу.
Передают со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в последние десять дней рамадана проявлял такое усердие, какое он не проявлял в другие дни [Муслим 1175]. В другом хадисе ‘Аиши говорится: «Когда наступали последние десять дней рамадана, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, потуже затягивал свой изар, бодрствовал по ночам и будил членов своей семьи» [Бухари 2024, Муслим 1174].
Он будил своих жён, чтобы они поклонялись Господу в те часы, когда это больше всего нравится Ему. Святой Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его праведные сподвижники знали цену этому поклонению и жаждали его. И как может человек, который действительно возлюбил своего Господа, не воспользоваться такой возможностью для приближения к своему Возлюбленному?! Сообщается, что в одном из Священных Писаний было сказано: «Лжёт тот, кто говорит, что любит Меня, если он спит, когда ночь окутывает его своим мраком! Разве влюбленный не желает уединиться со своим возлюбленным? Я наблюдаю за Моими возлюбленными, когда ночь окутывает их своим мраком. Я делаю их сердца зрячими и предстаю перед их очами. Обращайтесь ко Мне, пока видите Меня! Говорите со Мной, пока Я рядом с вами!» В версии Абу Ну‘айма аль-Исфахани (ум. 430/1038) добавлено: «Завтра Я обрадую Моих возлюбленных в Моём Раю!» [Динавари 132, Хилья аль-аулия 8/99-100, Лятаиф аль-маариф [1]/95].
Молящийся в Ночь аль-кадра должен обращаться к Аллаху с молитвами и просить Его о прощении, милости и избавлении от мучений в Преисподней. Передают, что ‘Аиша рассказывала о том, как однажды она спросила: «О Посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить Ночь аль-кадра, что я должна говорить в эту ночь?» Он ответил: «Говори: “Аллахумма, Ты — Прощающий и любишь прощать. Так прости же мне / Аллахумма инна-кя ‘афувв-ун тухиббу ль-‘афва фа‘фу ‘ан-ни”» [Ахмад 25536, Насаи 10642, Тирмизи 3513, Ибн Маджа 3850, Сахих аль-джами 4423].
И следует помнить, что мольбы, которыми взывал к Аллаху Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, лучше и совершеннее молитв, придуманных людьми. И хотя Господь слышит любые обращения Своих рабов на любых языках, мольбы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на арабском языке принимаются быстрее и приносят большее вознаграждение. Люди придумывают пространные мольбы, составляют длинные предложения, но забывают о лаконичных и обладающих глубоким смыслом молитвах из Корана и Сунны, хотя известно, что Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, больше нравились лаконичные и ёмкие мольбы. Передают со слов ‘Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, любил обращаться к Аллаху с краткими по форме, но ёмкими по смыслу мольбами, отказываясь от всех иных. Ан-Навави назвал иснад этого хадиса хорошим [Ахмад 25596, Абу Давуд 1482, Рияд ас-салихин 1466].
А в хадисе Анаса ибн Малика сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, чаще всего обращался к Аллаху с мольбой: «Аллахумма, одари нас благом в этой жизни и благом в последней жизни и защити нас от мучений в Аду / Аллахумма ати-на фи д-дунйа хасанат-ан ва фи ль-ахирати хасанатан ва кы-на азаба н-нар»[Бухари 6389, Муслим 2690]
В Ночь аль-кадра, как и в другие ночи, с наступлением последней трети, Всемогущий Господь спускается на ближайшее небо, чтобы приблизиться к рабам, которые поминают Его со страхом и надеждой. Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждую ночь, когда наступает её последняя треть, наш Всеблагой и Всевышний Господь нисходит на ближайшее небо и говорит: «Кто молится Мне, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня, чтобы Я одарил его? Кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил ему?» В одной из версий имама Муслима (ум. 261/875) говорится: «Потом Всеблагой и Всевышний простирает Свои руки и говорит: “Кто одолжит Тому, Кто не испытывает недостатка и не поступает несправедливо?”» [Бухари 1145, Муслим 758].
Это продолжается до наступления рассвета, и тот, кто лишает себя возможности насладиться такой близостью с Аллахом, поистине лишается великого удела. Поэтому, когда люди пришли к Ибн Мас‘уду и сказали, что не могут совершать ночную молитву, он сказал: «Вас удерживают ваши грехи». И когда люди пожаловались аль-Хасану аль-Басри на то, что не могут молиться посреди ночи, он сказал: «Это ваши грехи сковывают вас». Аль-Фудайль ибн ‘Ияд сказал: «Если ты не можешь молиться по ночам и поститься днём, то знай, что ты лишён удела и что твои грехи сковали тебя» [Лятаиф аль-маариф [1]/98].
И нет сомнения, что награда за искреннее и правильное поклонение в Ночь аль-кадра многократно превосходит награду за усердие, проявленное в другое время. При этом следует знать, что по милости Всевышнего правоверный получит эту награду, даже если он не узнает о том, что поклонялся именно в эту славную ночь [Шарх мумти 6/495-496].
В Ночь аль-кадра на землю спускается великое множество ангелов, а шайтаны лишаются своей власти. В Священном Коране по этому поводу говорится: «Ангелы и [Святой] дух нисходят в эту ночь с позволения их Господа по разным делам. Она благостна до наступления рассвета» (сура 97 «Величие», аяты 4-5).
Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал о Ночи аль-кадра: «Это двадцать седьмая или двадцать девятая ночь, и в эту ночь ангелов на земле больше, чем мелких камушков». Ибн Касир сказал, что этот хадис передал только имам Ахмад, и назвал его иснад неплохим [Ахмад 10745, Ибн Касир 8/449].
Ибн ‘Аббас сказал: «Шайтан поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме Ночи аль-кадра, и поэтому в этот день солнце восходит без лучей». Муджахид сказал, что в эту ночь не случаются заболевания, и шайтаны в эту ночь не могут творить зло. Он же сказал: «Ночь аль-кадра — это благополучная ночь, в которую не творится зло и не посылаются шайтаны». Ибн ‘Аббас сказал: «В эту ночь мятежных джиннов заковывают в цепи, а могучих джиннов связывают, и раскрываются все врата небесные, и от всех кающихся принимается покаяние, и поэтому Аллах сказал: “Она благостна до наступления рассвета”». Также передают со слов Убайя ибн Ка‘ба: «В эту ночь шайтаны не могут лишить рассудка, наслать болезнь или навредить каким-нибудь другим способом, и в эту ночь не действует колдовство» [Лятаиф аль-маариф [1]/336-337].
Теперь давайте выясним, может ли правоверный узнать Ночь аль-кадра. Из достоверных хадисов известно, что Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Но есть ли признаки, которые характерны для Ночи аль-кадра во все времена?
В достоверном хадисе, упомянутом нами ранее, сообщается, что мать верующих ‘Аиша спросила: «О Посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить Ночь аль-кадра, что я должна говорить в эту ночь?» Из этих слов следует, что люди могут узнать Ночь аль-кадра по характерным признакам. Тем не менее улемы разошлись во мнениях по этому поводу.
Имам аш-Шаукани пишет: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие ночи, говорит неправду, а если бы это было правдой, то это было бы известно тем, кто проводит ночи в молитве в течение года и тем более в рамадане. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя однозначно опровергать подобные утверждения, потому что Аллах может показать [удивительные признаки этой ночи] тем из Своих рабов, кому пожелает, в виде карамата. Одни могут увидеть их, а другие — нет. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не ограничивал число таких признаков и не отрицал карамат. Однако это не означает, что награду в Ночь аль-кадра получит только тот, кто увидит что-то необычное, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путём, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как караматом, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звёзды в эту ночь светятся необычайно ярко даже там, где они обычно тусклые. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются мольбы» [Найль аль-аутар [1]/850].
Шейх Ибн аль-‘Усаймин пишет, что узнать Ночь аль-кадра можно как по признакам, которые проявляются во время самой ночи, так и по признакам, которые проявляются по ее окончании. Что касается признаков, которые можно увидеть или ощутить во время самой Ночи аль-кадра, то среди них можно выделить следующие: эта ночь светлая, и в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения; в эту ночь верующие ощущают необыкновенное спокойствие и благоговение, которые нельзя ощутить в другое время; ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает лёгким или умеренным; Аллах показывает эту ночь некоторым из Своих рабов во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками; молитва в эту ночь совершается необыкновенно легко и доставляет больше удовольствия, чем в другое время [Шарх мумти 6/496-497].
Некоторые из этих признаков взяты из дошедших до нас преданий, а некоторые основаны на личном опыте и наблюдениях учёных.
Передают со слов Абу Хурайры, что они обсуждали Ночь аль-кадра рядом с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и тот сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?» [Муслим 1170]. Абу аль-Хасан аль-Фариси (ум. 529/1135) сказал, что луна приобретает такую форму в двадцать седьмую ночь лунного месяца. Мнение о том, что именно двадцать седьмая ночь является Ночью аль-кадра широко распространено среди богословов ханбалитского толка, и это одно из мнений Абу Ханифы (ум. 150/767). А в хадисе, переданном Муслимом, сообщается, что Убайй ибн Ка‘б поклялся в том, что именно она является этой ночью [Фатх Аль-Бари 4/264].
Передают со слов Джабира ибн ‘Абдаллаха, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мне была показана Ночь аль-кадра, а потом случилось так, что я забыл её. Она находится среди последних десяти ночей рамадана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звёзды, и шайтан не выходит в неё, пока не забрезжит рассвет». Этот хадис передали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным, хотя знатоки хадисов высказывали по этому поводу и другие мнения [Ибн Хузайма 2190, Ибн Хиббан 3692, Сильсиля даифа 4404]. Тем не менее он усиливается хадисом ‘Убады ибн ас-Самита, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком Ночи аль-кадра является то, что она чистая и светлая, а луна в неё словно блистает. Она бывает тихой и спокойной, ни холодной, ни жаркой. В неё не позволяют метать звёзды*, пока не наступит рассвет. И ещё одним признаком её является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтану в тот день не позволяют выйти вместе с ним». Аль-Хайсами сообщил, что этот хадис передал Ахмад, и назвал его передатчиков заслуживающими доверия [Ахмад 22817, Хайсами 5041]. На эту тему также есть хадис со слов Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о Ночи аль-кадра: «Это открытая ночь, не жаркая и не холодная, и утром после неё солнце бывает красным, не очень ярким» [Ибн Хузайма 2192, Таялиси 2802, Хайсами 5052].
Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении Ночи аль-кадра, то это — восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис о том, что Зирр ибн Хубайш сказал Убайю ибн Ка‘бу: «Твой брат Ибн Мас‘уд говорит, что Ночь аль-кадра застанет тот, кто совершает ночную молитву в течение целого года». Он сказал: «Да смилуется над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь в рамадане, что это одна из последних десяти ночей и что это — двадцать седьмая ночь». Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что Ночь аль-кадра является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься, о Абу аль-Мунзир?» Он ответил: «На признак, о котором нам поведал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. В этот день солнце восходит без лучей» [Муслим 762].
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин пишет: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Иногда удаётся внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей рамадана, и тогда можно убедиться в том, что собаки в них лают и не умолкают» [Шарх мумти 6/497]. А Аллах знает лучше!
* Речь идёт о падающих звёхдах, которые метают в шайтанов, подслушивающих разговоры на небесах. Всевышний сказал: «…а того, кто подслушает украдкой, настигнет яркая падучая звезда» (сура 15 «Хиджр», аят 18). Комментируя эти слова, Ибн ‘Аббас сказал: «Поистине, эти звёзды не убивают их. Они обжигают, ранят и наносят увечья, но не убивают» [Ибн Абу Хатим 12349, Табари 14/33].