Многогранность коранических знаний
Многие обыватели, особенно скептически относящиеся к религии, полагают, что Священный Коран не является научным знанием и что для его понимания достаточно бегло прочесть его или поверхностно ознакомиться с его содержанием. Мы часто слышим, как невежественные люди вступают в полемику относительно откровений, опираясь на то, что они прочли Коран и даже знают его содержание. В действительности же они не осведомлены о смысле Священного Писания и не имеют даже элементарных представлений о том, какой спектр знаний оно содержит в себе. Для правильного понимания Корана недостаточно просто владеть арабским языком или даже быть знатоком арабской грамматики и морфологии. Сокровищница коранических знаний и тайн раскрывается только перед тем, кто всесторонне изучает Писание Аллаха и приобретает различные коранические науки, число которых, по мнению некоторых богословов, превосходит полсотни. В частности, Джаляль-ад-дин аль-Булькини перечисляет 102 разновидности коранического знания, которые он разделяет на четыре категории: касающиеся ниспослания Корана, передачи Корана, чтения Корана и толкования Корана [Иткан [1]/17-20].
Одна из важнейших коранических наук изучает место и время ниспослания аятов, а также сопровождавшие это события. Для того чтобы разбираться в этом надлежащим образом, следует знать, что было ниспослано в Мекке и в Медине, что было ниспослано в пути и дома, что было ниспослано ночью и днём, что было ниспослано летом и зимой, что было ниспослано в постели, что было ниспослано первым и последним. Немаловажно и знание причин ниспослания аятов — событий, в ответ на которые Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, получил определённые откровения.
Важное место среди коранических наук занимает наука о традициях чтения Корана — кираатах. Её предметом являются не только тексты распространённых чтений Корана, но и их иснады, которые бывают достоверными (мутаватир и машхур), единичными (ахад) и аномальными (шазз). Наука о кираатах также изучает различия между харфами Корана, биографии передатчиков и выдающихся знатоков Корана.
Наука о рецитации Корана охватывает знания о паузах (вакф), зачинах (ибтида’), палатализации (ималя), удлинении гласного (мадд), смягчении (тахфиф) хамзы, ассимиляции звуков (идгам) и т. д.
Знатоки лексики и фразеологии изучают в Коране редкие слова (гариб), заимствованные слова (му‘арраб), образные выражения (маджаз), омонимы (муштарак), синонимы (мутарадиф), метафоры (исти‘ара), метонимии и синекдохи (кинайа), сравнения (ташбих) и т. д.
Законоведы делят содержащиеся в Коране предписания на четырнадцать видов: неограниченно общее (аль-‘ам аль-баки ‘аля ‘умуми-хи), ограниченно общее (аль-‘ам аль-махсус), общее, подразумевающее ограничение (аль-‘ам аллязи урида би-хи ль-хусус), установление из Сунны, ограниченное Кораном (ма хасса фи-хи ль-китаб ас-сунна), установление из Корана, ограниченное Сунной (ма хассат фи-хи с-сунна аль-китаб), изложенное сжато (муджмаль), разъяснённое (мубаййан), истолкованное (муавваль), подразумеваемое (мафхум), безусловное (мутляк), обусловленное (мукаййад), отменяющее (насих), отменённое (мансух), разновидность отменённого и отменяющего, когда установление имело силу в течение некоторого времени и исполнял его тот, на кого оно было возложено.
Наука об искусстве изъяснения применительно к Корану изучает использованные в нём способы изъяснения: разъединение (фасль), соединение (васль), лаконизм (иджаз), многословие (итнаб), ограничение (каср) и т. д.
Перечисленные виды коранических знаний уже достигают полсотни, а ведь к ним можно прибавить и знание имён, прозвищ (кунйа), титулов-прозвищ (алькаб), неуточнённых слов (мубхам) и многое другое. Поэтому каждый, кто желает изучить смыслы Корана, должен обращаться к его авторитетным толкованиям и не делать самостоятельных выводов о смысле откровений, особенно если это касается аятов с неочевидным смыслом. Коран не является книгой, о которой каждый желающий вправе высказывать собственное мнение. Он ниспослан Великим Аллахом вместе с его истинным толкованием, и люди обязаны обучаться его смыслу и толкованию у праведных учёных, которые черпают свои знания из славного наследия Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.