Сура ан-Ниса

لَا يُحِبُّ اللَّهُ الْجَهْرَ بِالسُّوءِ مِنَ الْقَوْلِ إِلَّا مَنْ ظُلِمَ ۚ وَكَانَ اللَّهُ سَمِيعًا عَلِيمًا
4:148
Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий.

Все­выш­ний со­об­щил о том, что Ему не нра­вит­ся, ког­да лю­ди злос­ло­вят во все­ус­лы­шание. Ему не­навис­тно та­кое по­веде­ние, и Он на­казы­ва­ет их за это. Под злос­ло­ви­ем под­ра­зуме­ва­ют­ся все сквер­ные сло­ва, ко­торые мо­гут огор­чить и опе­чалить че­лове­ка. Это мо­гут быть брань, кле­вета, ос­кор­бле­ния и то­му по­доб­ные зап­ре­щен­ные выс­ка­зыва­ния, ко­торые не­навис­тны Ал­ла­ху.

Из смыс­ла это­го а­ята сле­ду­ет, что Ал­ла­ху нра­вят­ся прек­расные сло­ва, та­кие как сло­ва по­мина­ния Его или мяг­кие и доб­рые об­ра­щения. Но ес­ли с че­лове­ком пос­ту­пили нес­пра­вед­ли­во, то ему раз­ре­ша­ет­ся прок­ли­нать сво­его обид­чи­ка, жа­ловать­ся на не­го и го­ворить об этом во все­ус­лы­шание при ус­ло­вии, что он не бу­дет на­гова­ривать на не­го, на­носить ему ос­кор­бле­ния, пре­вос­хо­дящие со­вер­шенную про­тив не­го нес­пра­вед­ли­вость, и оби­жать тех, кто не при­чинял ему зла.

Пос­ту­пать так раз­ре­ша­ет­ся, од­на­ко бу­дет го­раз­до луч­ше, ес­ли че­ловек прос­тит сво­его обид­чи­ка и не ста­нет мстить за со­вер­шенную про­тив не­го нес­пра­вед­ли­вость. Все­выш­ний ска­зал: «Воз­да­яни­ем за зло яв­ля­ет­ся рав­но­цен­ное зло. Но ес­ли кто прос­тит и ус­та­новит мир, то его наг­ра­да бу­дет за Ал­ла­хом. Во­ис­ти­ну, Он не лю­бит без­за­кон­ни­ков» (42:40).

Пос­коль­ку в этом а­яте бы­ли упо­мяну­ты од­новре­мен­но дур­ные, прек­расные и доз­во­лен­ные ре­чи, Все­выш­ний Ал­лах на­пом­нил о том, что Он — Слы­шащий. Он слы­шит люд­ские ре­чи; пусть же ра­бы ос­те­рега­ют­ся го­ворить то, что мо­жет нав­лечь на них Его гнев и пов­лечь за со­бой на­каза­ние. Ал­лах вдох­но­вил ра­бов на про­из­не­сение прек­расных слов и на­пом­нил о том, что Ему из­вес­тно об их на­мере­ни­ях, ко­торые яв­ля­ют­ся ос­но­вой их ре­чей и выс­ка­зыва­ний.