Сура аль-Маида

حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
5:3
Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я для вас довел до совершенства вашу религию , довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

В этом а­яте упо­мина­ют­ся зап­ре­ты, на ко­торые Ал­лах ука­зал в на­чале су­ры. Сле­ду­ет знать, что Всеб­ла­гой и Все­выш­ний Ал­лах объ­явил про­дук­ты пи­тания доз­во­лен­ны­ми или зап­ре­щен­ны­ми толь­ко для то­го, что­бы убе­речь Сво­их ра­бов от то­го вре­да, ко­торый им мо­гут при­чинить зап­ре­щен­ные про­дук­ты. В од­них слу­ча­ях Он разъ­яс­нил муд­рость этих зап­ре­тов, а в дру­гих слу­ча­ях не сде­лал это­го.

Ал­лах со­об­щил, что му­суль­ма­нам зап­ре­щена мер­тве­чина. Под ней под­ра­зуме­ва­ют­ся все жи­вот­ные, ко­торые по­дох­ли без пре­дус­мотрен­но­го ша­ри­атом зак­ла­ния. Упот­реблять в пи­щу их мя­со нель­зя, по­тому что оно яв­ля­ет­ся вред­ным. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что кровь зас­та­ива­ет­ся в мя­се и внут­реннос­тях та­ких жи­вот­ных и вре­дит здо­ровью то­го, кто упот­ребля­ет его в пи­щу. Не­кото­рые жи­вот­ные по­дыха­ют от бо­лез­ни, ко­торая так­же мо­жет нав­ре­дить здо­ровью че­лове­ка. Единс­твен­ны­ми ис­клю­чени­ями из это­го пра­вила яв­ля­ют­ся по­дох­шая са­ран­ча и по­дох­шая ры­ба — ша­ри­ат раз­ре­ша­ет упот­реблять их в пи­щу.

Ал­лах так­же зап­ре­тил упот­реблять в пи­щу про­литую кровь. Смысл это­го пред­пи­сания кон­кре­тизи­ру­ет­ся сло­вами Все­выш­не­го: «Ска­жи: “Из то­го, что да­но мне в от­кро­вении, я на­хожу зап­ре­щен­ным упот­реблять в пи­щу толь­ко мер­тве­чину, про­литую кровь и мя­со свиньи, ко­торое [или: ко­торая] яв­ля­ет­ся сквер­ной, а так­же не­доз­во­лен­ное мя­со жи­вот­ных, за­коло­тых не ра­ди Ал­ла­ха”» (6:145).

Ал­лах так­же зап­ре­тил упот­реблять в пи­щу мя­со свиньи. Этот зап­рет рас­простра­ня­ет­ся на лю­бые час­ти те­ла это­го жи­вот­но­го. Ал­лах вы­делил его из чис­ла ос­таль­ных сквер­ных жи­вот­ных, по­тому что не­кото­рые хрис­ти­ане по­лага­ют, что Он поз­во­лил им упот­реблять его в пи­щу. Пра­вовер­ные не дол­жны оболь­щать­ся этим, пос­коль­ку сви­нина — зап­ре­щен­ный и не­чис­тый про­дукт.

Му­суль­ма­нам нель­зя упот­реблять в пи­щу и то, что бы­ло за­реза­но не ра­ди Ал­ла­ха, а ра­ди идо­лов, свя­тых, звезд или дру­гих тво­рений. Упо­мина­ние име­ни Ал­ла­ха при зак­ла­нии жи­вот­но­го де­ла­ет его мя­со доз­во­лен­ным, а упо­мина­ние имен тво­рений ос­квер­ня­ет его в ду­хов­ном от­но­шении, пос­коль­ку та­кой пос­ту­пок яв­ля­ет­ся при­об­ще­ни­ем со­това­рищей к Все­выш­не­му Ал­ла­ху.

Зап­ре­ща­ет­ся так­же упот­реблять в пи­щу жи­вот­ных, ко­торые бы­ли за­душе­ны ру­кой или ве­рев­кой. Сю­да же от­но­сят­ся жи­вот­ные, го­лова ко­торых по­пала в уз­кое мес­то, пос­ле че­го те не смог­ли выб­рать­ся от­ту­да, по­ка не по­дох­ли. Так­же зап­ре­ща­ет­ся есть жи­вот­ных, ко­торые по­дох­ли от уда­ров по­сохом, кам­ня­ми или пал­кой ли­бо ос­та­лись под за­валом, выз­ванным пред­на­мерен­но или про­изо­шед­шим слу­чай­но. Так­же зап­ре­щено есть жи­вот­ных, ко­торые по­дох­ли в ре­зуль­та­те па­дения с вы­соко­го мес­та — го­ры, сте­ны, кры­ши и т.п. Так­же зап­ре­щено есть жи­вот­ных, ко­торые бы­ли до смер­ти за­коло­ты ро­гами дру­гим жи­вот­ным. Зап­ре­щено есть жи­вот­ных, ко­торые бы­ли зад­ра­ны хищ­ны­ми зверь­ми, та­кими как волк, лев или тигр, или хищ­ны­ми пти­цами. Ес­ли жи­вот­ное по­дох­ло в ре­зуль­та­те на­паде­ния хищ­ни­ков, то его нель­зя упот­реблять в пи­щу.

Но ес­ли жи­вот­ное, ко­торое бы­ло при­душе­но, или за­бито пал­ка­ми, или упа­ло с вы­соко­го мес­та, или за­коло­то ро­гами, или зад­ра­но хищ­ни­ком, бы­ло за­реза­но в со­от­ветс­твии с пред­пи­сани­ями ша­ри­ата до то­го, как оно рас­ста­лось с жизнью, то его мож­но упот­реблять в пи­щу. При этом не­об­хо­димо, что­бы во вре­мя зак­ла­ния бы­ли вы­пол­не­ны все тре­бова­ния ша­ри­ата, и по­это­му не­кото­рые бо­гос­ло­вы от­ме­чали, что ес­ли в ре­зуль­та­те на­паде­ния хищ­ни­ка или по дру­гой при­чине у жи­вот­но­го ока­зались об­на­жены внут­реннос­ти или пе­рере­зано гор­ло, то его нель­зя упот­реблять в пи­щу, да­же ес­ли оно еще не по­дох­ло, по­тому что в дан­ном слу­чае зак­ла­ние со­вер­шенно бес­смыс­ленно.

Дру­гие бо­гос­ло­вы не при­дава­ли это­му зна­чения, ес­ли жи­вот­ное еще не рас­ста­лось с жизнью, и раз­ре­шали упот­реблять его мя­со в пи­щу, ес­ли оно бы­ло за­реза­но до то­го, как окон­ча­тель­но по­дох­ло, да­же ес­ли пе­ред этим его внут­реннос­ти бы­ли уже об­на­жены. Это мне­ние со­от­ветс­тву­ет оче­вид­но­му смыс­лу это­го прек­расно­го а­ята.

Ал­лах так­же зап­ре­тил га­дать по стре­лам. Смысл та­кого га­дания зак­лю­ча­ет­ся в том, что­бы оп­ре­делить судь­бу, ко­торая уго­тов­ле­на для че­лове­ка. Во вре­мена не­вежес­тва ара­бы поль­зо­вались для га­дания тре­мя стре­лами. На од­ной из них бы­ло на­писа­но «со­вер­шай», на дру­гой — «не со­вер­шай», а третью они ос­тавля­ли без над­пи­си. Ес­ли че­ловек со­бирал­ся от­пра­вить­ся в пу­тешес­твие, же­нить­ся или сде­лать ка­кой-ли­бо важ­ный шаг, то он брал та­кие стре­лы оди­нако­вого раз­ме­ра и вы­тас­ки­вал од­ну из них. Ес­ли ему вы­пада­ла стре­ла с над­писью «со­вер­шай», то он со­вер­шал за­думан­ное. Ес­ли ему вы­пада­ла стре­ла с над­писью «не со­вер­шай», то он не де­лал это­го. Ес­ли же ему вы­пада­ла стре­ла без над­пи­си, то он про­делы­вал то же са­мое до тех пор, по­ка ему не вы­пада­ла од­на из двух над­пи­сан­ных стрел. Ал­лах ка­тего­ричес­ки зап­ре­тил га­дать та­ким или лю­бым дру­гим об­ра­зом и вмес­то это­го при­казал Сво­им ра­бам ис­пра­шивать Его бла­гос­ло­вение во всех на­чина­ни­ях.

Ал­лах воз­вестил о том, что на­руше­ние пе­речис­ленных зап­ре­тов, ко­торые Он нис­послал для то­го, что­бы убе­речь Сво­их ра­бов, яв­ля­ет­ся не­чес­ти­ем, т.е. от­ка­зом от по­вино­вения Ал­ла­ху и по­вино­вени­ем са­тане. Пос­ле это­го Он на­пом­нил ра­бам об ока­зан­ной им ве­ликой ми­лос­ти, ко­торая спо­собс­тво­вала то­му, что не­веру­ющие по­теря­ли на­деж­ду на то, что им удас­тся от­вра­тить му­суль­ман от их ве­ры.

В этом а­яте го­ворит­ся о дне Ара­фы, ког­да Ал­лах за­вер­шил Свою ре­лигию и ода­рил окон­ча­тель­ной по­бедой Сво­его ра­ба и пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, ког­да языч­ни­ки по­тер­пе­ли сок­ру­шитель­ное по­раже­ние и осоз­на­ли свою бес­по­мощ­ность, хо­тя преж­де они де­лали все воз­можное для то­го, что­бы от­вернуть пра­вовер­ных от их ре­лигии. В тот день они ста­ли сви­дете­лями три­ум­фа и мо­гущес­тва ис­ла­ма и по­теря­ли вся­кую на­деж­ду на то, что смо­гут скло­нить пра­вовер­ных к сво­ей ре­лигии. Они ста­ли бо­ять­ся их, и в тот год ни один языч­ник не ос­ме­лил­ся со­вер­шить па­лом­ни­чес­тво и обой­ти вок­руг Ка­абы на­гим. Тог­да шел один­надца­тый год пос­ле хид­жры, и Про­рок Му­хам­мад, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, со­вер­шил свое про­щаль­ное па­лом­ни­чес­тво.

Вот по­чему да­лее Ал­лах зап­ре­тил му­суль­ма­нам бо­ять­ся языч­ни­ков и при­казал им бо­ять­ся толь­ко Его. Он да­ру­ет ве­ру­ющим по­беду над их вра­гами, ли­ша­ет тех Сво­ей под­дер­жки и об­ра­ща­ет их злые ухищ­ре­ния про­тив них са­мих. Ал­лах усо­вер­шенс­тво­вал для пра­вовер­ных ре­лигию, т.е. ода­рил их окон­ча­тель­ной по­бедой, усо­вер­шенс­тво­вал все яс­ные и тем­ные сто­роны му­суль­ман­ско­го ша­ри­ата, окон­ча­тель­но ут­вердил его ос­новные и вто­рос­те­пен­ные по­ложе­ния. А это зна­чит, что Ко­рана и Сун­ны дос­та­точ­но для то­го, что­бы у­яс­нить все за­коны, а так­же ос­новные и вто­рос­те­пен­ные по­ложе­ния ре­лигии.

Ес­ли же че­ловек об­ре­меня­ет се­бя до­пол­ни­тель­ны­ми обя­зан­ностя­ми и ут­вер­жда­ет, что для пос­ти­жения пра­виль­ных воз­зре­ний и за­конов, по­мимо Ко­рана и Сун­ны, не­об­хо­димо знать ре­лиги­оз­ную фи­лосо­фию и дру­гие дис­ципли­ны, то он яв­ля­ет­ся не­вежес­твен­ным и заб­лудшим. Из его оши­боч­ных за­яв­ле­ний сле­ду­ет, что ре­лигия мо­жет стать за­кон­ченной и со­вер­шенной толь­ко бла­года­ря то­му, что он про­пове­ду­ет и к че­му при­зыва­ет. Пос­ту­пая так, че­ловек со­вер­ша­ет ве­личай­шую нес­пра­вед­ли­вость и об­ви­ня­ет в не­вежес­тве Са­мого Ал­ла­ха и Его пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха.

Ал­лах до­вел до кон­ца свою зри­мую и нез­ри­мую ми­лость к лю­дям и одоб­рил для них в ка­чес­тве ре­лигии ис­лам. Он сде­лал его Сво­ей ре­лиги­ей и из­брал для не­го пос­ле­дова­телей. Пусть же лю­ди ис­по­веду­ют ис­лам и бла­года­рят сво­его Гос­по­да. Пусть они воз­но­сят хва­лу То­му, Кто поч­тил их са­мым луч­шим, слав­ным и со­вер­шенным ве­ро­ис­по­веда­ни­ем.

За­тем Все­выш­ний от­ме­тил, что ес­ли че­ловек бу­дет вы­нуж­ден по­есть зап­ре­щен­ные про­дук­ты, пе­речис­ленные в на­чале это­го а­ята, ес­ли он не ис­пы­тыва­ет вле­чения к это­му пос­тупку, на­конец, ес­ли он со­вер­ша­ет его в слу­чае край­ней не­об­хо­димос­ти и не ест боль­ше то­го, че­го ему дос­та­точ­но, то Ал­лах поз­во­ля­ет ему по­есть неч­то зап­ре­щен­ное, ведь Он — Про­ща­ющий и Ми­лос­ти­вый. Он про­яв­ля­ет ми­лость к та­кому че­лове­ку за его на­мере­ние и не счи­та­ет его пос­ту­пок не­дос­татком на­бож­ности.