Сура аль-Маида

إِنَّمَا جَزَاءُ الَّذِينَ يُحَارِبُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَيَسْعَوْنَ فِي الْأَرْضِ فَسَادًا أَنْ يُقَتَّلُوا أَوْ يُصَلَّبُوا أَوْ تُقَطَّعَ أَيْدِيهِمْ وَأَرْجُلُهُمْ مِنْ خِلَافٍ أَوْ يُنْفَوْا مِنَ الْأَرْضِ ۚ ذَٰلِكَ لَهُمْ خِزْيٌ فِي الدُّنْيَا ۖ وَلَهُمْ فِي الْآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ
5:33
Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения.

Под сра­жени­ем про­тив Ал­ла­ха и Его пос­ланни­ка под­ра­зуме­ва­ет­ся враж­дебное от­но­шение к Не­му и Его пос­ланни­ку, а так­же рас­простра­нение на зем­ле не­чес­тия пос­редс­твом не­верия, убий­ств, прис­во­ения чу­жого иму­щес­тва или гра­бежей на до­рогах.

Хо­рошо из­вес­тно, что этот прек­расный а­ят нис­послан о раз­бой­ни­ках с боль­шой до­роги, ко­торые на­пада­ли на лю­дей в го­родах или без­людных мес­тнос­тях, от­ни­мали их иму­щес­тво, уби­вали их, все­ляли в лю­дей страх и зас­тавля­ли их от­ка­зывать­ся от пу­тешес­твий по до­рогам. Они слов­но пе­рере­зали до­роги, и Все­выш­ний Ал­лах со­об­щил, что воз­да­яни­ем за это яв­ля­ет­ся од­но из пе­речис­ленных на­каза­ний.

Тол­ко­вате­ли ра­зош­лись во мне­ни­ях от­но­ситель­но то­го, как сле­ду­ет вы­бирать меж­ду эти­ми ме­рами на­каза­ния. Од­ни счи­тали, что пра­витель или его на­мес­тник име­ют пра­во при­гово­рить лю­бого раз­бой­ни­ка к то­му из упо­мяну­тых ви­дов на­каза­ния, ко­торый он соч­тет це­лесо­об­разным. Это мне­ние со­от­ветс­тву­ет оче­вид­но­му смыс­лу об­сужда­емо­го от­кро­вения.

Сог­ласно дру­гому тол­ко­ванию, раз­бой­ни­ков сле­ду­ет при­гова­ривать к на­каза­нию в со­от­ветс­твии с со­вер­шенны­ми ими прес­тупле­ни­ями. Из это­го а­ята сле­ду­ет, что для каж­до­го ро­да прес­тупле­ний ус­та­нов­ле­но со­от­ветс­тву­ющее на­каза­ние, оп­ре­деля­емое муд­ростью Все­выш­не­го Ал­ла­ха. Ес­ли раз­бой­ни­ки со­вер­ши­ли убий­ство и гра­беж, то их по­лага­ет­ся каз­нить и рас­пять, да­бы они бы­ли пуб­лично пос­рамле­ны и опо­зоре­ны и да­бы дру­гие лю­ди воз­держа­лись от по­доб­ных пос­тупков. Ес­ли они со­вер­ши­ли убий­ство без гра­бежа, то их не­об­хо­димо толь­ко каз­нить. Ес­ли они ог­ра­били пут­ни­ков, но не уби­ли их, то им сле­ду­ет от­сечь нак­рест ру­ки и но­ги, т.е. от­ру­бить пра­вую ру­ку и ле­вую но­гу. Ес­ли же они на­пуга­ли лю­дей, не со­вер­шив ни убий­ства, ни гра­бежа, то их сле­ду­ет из­гнать из стра­ны, не поз­во­ляя им се­лить­ся в го­родах до тех пор, по­ка лю­ди не убе­дят­ся в их по­ка­янии. Это­го мне­ния при­дер­жи­вались Ибн Аб­бас и мно­гие вы­да­ющи­еся бо­гос­ло­вы, хо­тя меж­ду ни­ми бы­ли не­кото­рые раз­ногла­сия.

Это на­каза­ние яв­ля­ет­ся бес­чести­ем и по­зором для раз­бой­ни­ков в этом ми­ре, а в Пос­ледней жиз­ни их ожи­да­ет ве­ликое на­каза­ние. Из это­го сле­ду­ет, что раз­бой на до­рогах от­но­сит­ся к тяж­ким гре­хам, об­ре­ка­ющим лю­дей на по­зор при жиз­ни на зем­ле и на­каза­ние пос­ле смер­ти, при­чем, пос­ту­пая так, че­ловек всту­па­ет в вой­ну с Ал­ла­хом и Его пос­ланни­ком, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха. И ес­ли это прес­тупле­ние яв­ля­ет­ся нас­толь­ко тяж­ким, то очи­щение зем­ли от бес­чинс­тву­ющих не­чес­тивцев, обес­пе­чение бе­зопас­ности на до­рогах и из­бавле­ние лю­дей от стра­ха за свою жизнь и свое иму­щес­тво яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых ве­ликих бла­годе­яний и са­мых за­меча­тель­ных бо­го­угод­ных дел. По­доб­ный пос­ту­пок обес­пе­чива­ет мир и пра­вед­ность на зем­ле и яв­ля­ет­ся пол­ной про­тиво­полож­ностью рас­простра­нения на зем­ле не­чес­тия.