Сура аль-Анам

قُلْ لَا أَجِدُ فِي مَا أُوحِيَ إِلَيَّ مُحَرَّمًا عَلَىٰ طَاعِمٍ يَطْعَمُهُ إِلَّا أَنْ يَكُونَ مَيْتَةً أَوْ دَمًا مَسْفُوحًا أَوْ لَحْمَ خِنْزِيرٍ فَإِنَّهُ رِجْسٌ أَوْ فِسْقًا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ غَيْرَ بَاغٍ وَلَا عَادٍ فَإِنَّ رَبَّكَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
6:145
Скажи: «В том, что внушено мне, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи — это сама скверна, — а также мясо животных, греховным образом заколотых с именем других богов, а не Аллаха». Если же кто-либо вынужден пойти на это, не проявляя ослушания и не преступая пределы необходимого, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.

Пос­ле по­рица­ния языч­ни­ков за то, что они зап­ре­щали доз­во­лен­ное и лжи­во при­писы­вали это Ал­ла­ху, пос­ле изоб­ли­чения их чу­довищ­ной лжи, Он при­казал Сво­ему пос­ланни­ку разъ­яс­нить лю­дям, что дей­стви­тель­но бы­ло зап­ре­щено Им, да­бы они зна­ли, что все ос­таль­ное счи­та­ет­ся доз­во­лен­ным и что вся­кий зап­ре­ща­ющий доз­во­лен­ное яв­ля­ет­ся лже­цом, по­тому что дей­стви­тель­ны­ми яв­ля­ют­ся толь­ко зап­ре­ты Ал­ла­ха, про­из­не­сен­ные ус­та­ми Его пос­ланни­ка, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха.

В этом а­яте Ал­лах по­велел Про­року Му­хам­ма­ду, мир ему и бла­гос­ло­вение Ал­ла­ха, со­об­щить толь­ко о том, что зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу, не зат­ра­гивая воп­ро­са об ис­поль­зо­вании этих зап­ре­щен­ных ве­щей в дру­гих це­лях.

Зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу мер­тве­чину. Под ней под­ра­зуме­ва­ет­ся мя­со лю­бого жи­вот­но­го, ко­торое не бы­ло за­реза­но в со­от­ветс­твии с ша­ри­атом. Все­выш­ний ска­зал: «Вам зап­ре­щены мер­тве­чина, кровь, мя­со свиньи и то, над чем не бы­ло про­из­не­сено имя Ал­ла­ха [или: что бы­ло за­реза­но не ра­ди Ал­ла­ха], или бы­ло за­душе­но, или за­бито до смер­ти, или по­дох­ло при па­дении, или за­коло­то ро­гами или зад­ра­но хищ­ни­ком, ес­ли толь­ко вы не ус­пе­ете за­резать его» (5:3).

Так­же зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу про­литую кровь, под ко­торой под­ра­зуме­ва­ет­ся кровь, вы­тека­ющая из те­ла жи­вот­но­го при зак­ла­нии. Ес­ли эта кровь за­дер­жится в те­ле за­резан­но­го жи­вот­но­го, то она мо­жет при­чинить лю­дям вред, ес­ли же она выль­ет­ся из не­го, то упот­ребле­ние в пи­щу та­кого мя­са не гро­зит вред­ны­ми пос­ледс­тви­ями. Из это­го вы­раже­ния мож­но сде­лать вы­вод, что кровь, ко­торая ос­та­ет­ся в мя­се и со­судах за­резан­но­го жи­вот­но­го пос­ле зак­ла­ния яв­ля­ет­ся чис­той и доз­во­лен­ной.

Так­же зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу мя­со свиньи. Сви­нина, как и упо­мяну­тые ра­нее зап­ре­щен­ные ве­щи, яв­ля­ет­ся сквер­ным, не­чис­тым и вред­ным про­дук­том. Ал­лах про­явил к лю­дям сос­тра­дание и зап­ре­тил упот­реблять их в пи­щу для то­го, что­бы от­да­лить лю­дей от все­го сквер­но­го и не­чис­то­го.

По­мимо это­го, зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу мя­со жи­вот­ных, ко­торые за­коло­ты не ра­ди Ал­ла­ха, а при­несе­ны в жер­тву идо­лам и про­чим язы­чес­ким бо­гам, по­тому что по­доб­ный пос­ту­пок яв­ля­ет­ся гре­хопа­дени­ем и от­ка­зом от по­вино­вения Ал­ла­ху.

Но ес­ли об­сто­ятель­ства вы­нуж­да­ют че­лове­ка съ­есть зап­ре­щен­ный про­дукт, ес­ли он не име­ет при се­бе дру­гой еды и опа­са­ет­ся за свою жизнь, то Ал­лах поз­во­ля­ет ему пос­ту­пить так при ус­ло­вии, что он не бу­дет про­яв­лять ос­лу­шания и прес­ту­пать пре­делы не­об­хо­димо­го, т.е. ес­ли он не же­ла­ет де­лать это­го без край­ней не­об­хо­димос­ти и есть боль­ше то­го, в чем он нуж­да­ет­ся.

Бо­гос­ло­вы выс­ка­зыва­ли раз­ные мне­ния от­но­ситель­но то­го, по­чему пе­речис­ленные в этом а­яте про­дук­ты наз­ва­ны единс­твен­ны­ми зап­ре­щен­ны­ми для упот­ребле­ния в пи­щу. Ведь из­вес­тно же, что мя­со хищ­ных зве­рей и хищ­ных птиц так­же зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу, хо­тя о них ни­чего не го­ворит­ся в этом а­яте.

Од­ни счи­тали, что этот а­ят был нис­послан до то­го, как Ал­лах зап­ре­тил все ос­таль­ные зап­ре­щен­ные про­дук­ты, и по­это­му его ог­ра­ничен­ный смысл не про­тиво­речит бо­лее поз­дним зап­ре­там, ведь их не бы­ло в От­кро­вении ко вре­мени нис­посла­ния это­го а­ята. Дру­гие счи­тали, что этот а­ят рас­простра­ня­ет­ся на все зап­ре­щен­ные про­дук­ты, не­кото­рые из ко­торых упо­мяну­ты в нем от­кры­то, а не­кото­рые оп­ре­деля­ют­ся его смыс­лом и при­чиной нис­послан­но­го зап­ре­та.

Все­выш­ний со­об­щил, что упот­реблять в пи­щу сви­нину зап­ре­ща­ет­ся по той при­чине, что это — сквер­на. Воз­можно, по этой же при­чине зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу мер­тве­чину и кровь. Сквер­на — это оп­ре­деле­ние, ко­торое рас­простра­ня­ет­ся на все зап­ре­щен­ные про­дук­ты пи­тания. Ал­лах зап­ре­тил Сво­им ра­бам есть все мер­зкие и от­вра­титель­ные про­дук­ты, что­бы убе­речь их от при­кос­но­вения к этим не­чис­то­там. Бо­лее под­робное разъ­яс­не­ние сквер­ны, ко­торую зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу, при­водит­ся в Сун­не, ко­торая ис­толко­выва­ет ко­рани­чес­кие от­кро­вения и разъ­яс­ня­ет их смысл.

Ес­ли Все­выш­ний Ал­лах зап­ре­тил упот­реблять в пи­щу толь­ко пе­речис­ленные в этом а­яте про­дук­ты, и из­да­вать зап­ре­ты яв­ля­ет­ся Его ис­клю­читель­ным пра­вом, то языч­ни­ки, ко­торые зап­ре­щали часть то­го, что Он раз­ре­шил есть, бы­ли кле­вет­ни­ками. Они воз­во­дили на­вет на сво­его Гос­по­да и при­писы­вали Ему то, че­го Он не го­ворил.

Ес­ли бы в этом а­яте не упо­мина­лась сви­нина, то мож­но бы­ло бы с боль­шой до­лей уве­рен­ности ска­зать, что в нем го­ворит­ся толь­ко о до­маш­ней ско­тине, ко­торую зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу. Из кон­тек­ста это­го от­рывка вид­но, что Ал­лах ре­шил оп­ро­вер­гнуть воз­зре­ния языч­ни­ков, ко­торые зап­ре­щали доз­во­лен­ное Ал­ла­хом и раз­гла­голь­ство­вали по это­му по­воду, пот­ворс­твуя сво­им страс­тям. Сле­дова­тель­но, до­маш­нюю ско­тину зап­ре­ща­ет­ся упот­реблять в пи­щу толь­ко тог­да, ког­да она по­дох­ла или бы­ла за­коло­та не ра­ди Ал­ла­ха. Во всех ос­таль­ных слу­ча­ях она яв­ля­ет­ся доз­во­лен­ной для упот­ребле­ния в пи­щу. Ес­ли при­нять во вни­мание по­доб­ное тол­ко­вание, то упо­мина­ние сви­нины в этом а­яте мож­но объ­яс­нить тем, что не­кото­рые не­веж­ды от­но­сят сви­ней к до­маш­ней ско­тине. Имен­но так счи­та­ют не­вежес­твен­ные хрис­ти­ане и им по­доб­ные. Они раз­во­дят сви­ней так, как раз­во­дят до­маш­ний скот, раз­ре­ша­ют упот­реблять их в пи­щу и не де­ла­ют ни­каких раз­ли­чий меж­ду ни­ми и до­маш­ней ско­тиной.