Сура аль-Анам

سَيَقُولُ الَّذِينَ أَشْرَكُوا لَوْ شَاءَ اللَّهُ مَا أَشْرَكْنَا وَلَا آبَاؤُنَا وَلَا حَرَّمْنَا مِنْ شَيْءٍ ۚ كَذَٰلِكَ كَذَّبَ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِهِمْ حَتَّىٰ ذَاقُوا بَأْسَنَا ۗ قُلْ هَلْ عِنْدَكُمْ مِنْ عِلْمٍ فَتُخْرِجُوهُ لَنَا ۖ إِنْ تَتَّبِعُونَ إِلَّا الظَّنَّ وَإِنْ أَنْتُمْ إِلَّا تَخْرُصُونَ
6:148
Многобожники скажут: "Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего". Так же считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: "Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете".
قُلْ فَلِلَّهِ الْحُجَّةُ الْبَالِغَةُ ۖ فَلَوْ شَاءَ لَهَدَاكُمْ أَجْمَعِينَ
6:149
Скажи: "У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас".

Ал­лах со­об­щил о том, что языч­ни­ки бу­дут оп­равды­вать то, что они пок­ло­нялись идо­лам и зап­ре­щали доз­во­лен­ное Им, ссы­ла­ясь на Его пре­доп­ре­деле­ние и по­лагая, что ес­ли Он по­желал сот­во­рить все доб­ро и зло, то оп­равда­ние бо­жес­твен­ным пре­доп­ре­деле­ни­ем из­ба­вит их от по­рица­ния. Все дей­стви­тель­но про­изош­ло так, как пред­ска­зал Ал­лах, и по­это­му в дру­гом от­кро­вении со­об­ща­ет­ся, что они ска­зали: «Ес­ли бы Ал­лах за­хотел, то ни мы, ни на­ши от­цы не ста­ли бы пок­ло­нять­ся ни­чему, кро­ме Не­го, и мы не ста­ли бы зап­ре­щать что-ли­бо воп­ре­ки Ему» (16:35).

Все­выш­ний ска­зал, что во все вре­мена не­веру­ющие на­роды от­верга­ли про­пове­ди Божь­их пос­ланни­ков, оп­равды­вая свое по­веде­ние бо­жес­твен­ным пре­доп­ре­деле­ни­ем. Это не при­носи­ло им ни­какой поль­зы, од­на­ко они про­дол­жа­ли пос­ту­пать так, по­ка Ал­лах не зас­тавлял их вку­сить му­читель­ное на­каза­ние. Ес­ли бы та­кое оп­равда­ние бы­ло прав­ди­вым, то оно из­ба­вило бы их от на­каза­ния, и Ал­лах не стал бы под­вергать их лю­той ка­ре, ко­торой удос­та­ива­ют­ся толь­ко те, кто ее зас­лу­жил. Од­на­ко оно яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ным и сом­ни­тель­ным, и то­му есть нес­коль­ко объ­яс­не­ний.

Во-пер­вых, ес­ли бы оно бы­ло прав­ди­вым, то не­веру­ющих не пос­тигло бы Божье воз­мездие.

Во-вто­рых, лю­бое оп­равда­ние дол­жно опи­рать­ся на зна­ния и убе­дитель­ные до­воды. Ес­ли же оп­равда­ние опи­ра­ет­ся на пред­по­ложе­ния и лжи­вые из­мышле­ния, ко­торые не спо­соб­ны за­менить ис­ти­ну, то оно яв­ля­ет­ся тщет­ным и бес­по­лез­ным. Ал­лах пред­ло­жил языч­ни­кам, ко­торые бы­ли злос­тны­ми спор­щи­ками, пред­ста­вить свои зна­ния и при­вес­ти свои до­воды, од­на­ко они не сде­лали это­го, по­тому что у них не бы­ло ни­како­го зна­ния. Нап­ро­тив, они лишь стро­или до­гад­ки и из­мышля­ли ложь. Ес­ли же че­ловек, ко­торый стро­ит свои воз­зре­ния на лжи и пред­по­ложе­ни­ях, яв­ля­ет­ся лже­цом и неп­ре­мен­но ока­жет­ся в убыт­ке, то что мож­но ска­зать о том, кто стро­ит свои воз­зре­ния на нес­пра­вед­ли­вос­ти, упорс­тве, зле и по­роке?

В-треть­их, Ал­лах са­мым убе­дитель­ным об­ра­зом до­вел ис­ти­ну до све­дения лю­дей и ли­шил их воз­можнос­ти оп­равдать свое не­пови­нове­ние. Он при­вел до­каза­тель­ство, ко­торое еди­нодуш­но про­пове­дова­ли все про­роки и пос­ланни­ки. Оно под­твержда­ет­ся все­ми Не­бес­ны­ми Пи­сани­ями и про­рочес­ки­ми пре­дани­ями, а так­же здра­вым смыс­лом и не­пороч­ным ес­тес­твом. Из это­го сле­ду­ет, что все про­тиво­реча­щее это­му не­оп­ро­вер­жи­мому зна­мению, яв­ля­ет­ся ложью, ведь толь­ко ложь мо­жет про­тиво­речить ис­ти­не.

В-чет­вертых, Все­выш­ний Ал­лах на­делил тво­рения во­лей и спо­соб­ностя­ми, бла­года­ря ко­торым они мо­гут вы­пол­нять свои обя­зан­ности. Он не при­казал Сво­им ра­бам со­вер­шать то, что они не спо­соб­ны со­вер­шить, и не зап­ре­тил им то, че­го они не спо­соб­ны из­бе­жать. Ес­ли же пос­ле это­го лю­ди пы­та­ют­ся оп­равдать­ся Его пре­доп­ре­деле­ни­ем и судь­бой, то они пос­ту­па­ют со­вер­шенно нес­пра­вед­ли­во и прос­то уп­ря­мят­ся.

В-пя­тых, Все­выш­ний Ал­лах не при­нуж­да­ет лю­дей со­вер­шать пос­тупки, ко­торые они со­вер­ша­ют. Нап­ро­тив, пос­тупки ра­бов оп­ре­деля­ют­ся их же­лани­ями. При же­лании они мо­гут со­вер­шить что-ли­бо или воз­держать­ся от это­го. Убе­дить­ся в этом дос­та­точ­но лег­ко, и от­ри­ца­ют это толь­ко над­менные гор­де­цы, ко­торые го­товы от­ри­цать да­же ви­димые и ося­за­емые пред­ме­ты. Каж­дый че­ловек спо­собен раз­ли­чить меж­ду те­ми пос­тупка­ми, ко­торые со­вер­ша­ют­ся доб­ро­воль­но, и те­ми, ко­торые со­вер­ша­ют­ся под при­нуж­де­ни­ем, хо­тя все они за­висят от во­ли Ал­ла­ха и про­ис­хо­дят с Его доз­во­ления.

В-шес­тых, ес­ли лю­ди оп­равды­ва­ют свое ос­лу­шание пре­доп­ре­деле­ни­ем Ал­ла­ха и судь­бой, то их де­ла неп­ре­мен­но ока­зыва­ют­ся про­тиво­речи­выми. Они не спо­соб­ны из­бе­жать это­го. Ес­ли кто-ли­бо оби­дит та­ких лю­дей, уда­рит их или прис­во­ит их иму­щес­тво, оп­равды­вая свои дей­ствия пре­доп­ре­деле­ни­ем и судь­бой, то они не при­мут та­кое оп­равда­ние и да­же при­дут от это­го в ярость. Уди­витель­но, как они сме­ют оп­равды­вать свои гре­хи и пос­тупки, вы­зыва­ющие гнев Ал­ла­ха, опи­ра­ясь на до­воды, ко­торые они са­ми ни­ког­да не сог­ла­сят­ся при­нять, ес­ли лю­ди прог­не­вят их?!!

В-седь­мых, оп­равды­ва­ясь Божь­им пре­доп­ре­деле­ни­ем и судь­бой, не­веру­ющие не ищут для се­бя оп­равда­ния, по­тому что они прек­расно по­нима­ют не­сос­то­ятель­ность сво­их до­водов. Их единс­твен­ной целью яв­ля­ет­ся оп­ро­вер­гнуть ис­ти­ну, ко­торая пред­став­ля­ет­ся им оп­по­нен­том, ос­по­рить ко­торо­го они пы­та­ют­ся лю­быми дос­тупны­ми спо­соба­ми, ис­поль­зуя для это­го все, что они счи­та­ют пра­виль­ным и неп­ра­виль­ным.