Земные поклоны при чтении Корана
Как мы уже отметили, при чтении Корана нужно сосредоточиться на его смыслах и проникнуться смирением перед Господом, Который желает нам спасения и вечной жизни. Одним из проявлений такого смирения являются земные поклоны, которые полагается совершать после прочтения некоторых аятов Корана. Они называются суджуд ат-тилява. Всевышний сказал: «Поистине, когда его читают тем, кому знание было дано прежде, они падают ниц, касаясь земли кончиками бород» (сура 17 «Ночной перенос», аят 107); «Когда им читали аяты Милостивого, они падали ниц и рыдали» (сура 19 «Марьям», аят 58). Всего аятов с земными поклонами в Коране — пятнадцать (7:206, 13:15, 16:50, 17:109, 19:58, 22:18, 22:77, 25:60, 27:26, 32:15, 38:24, 41:38, 53:62, 84:21, 96:19), и в мусхафах их обычно помечают значком саджда ????.
Передают со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Умара: «Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал суру, в которой есть земной поклон, он падал ниц и мы падали ниц вместе с ним, а некоторые из нас даже не могли найти место для того, чтобы положить лоб». В версии Абу Давуда говорится: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, читал нам Коран, и когда он читал аят с земным поклоном, то возвеличивал Аллаха и падал ниц, и мы тоже падали ниц» [Бухари 1075, Муслим 575, Абу Давуд 1413]. Передают со слов Абу Хурайры, что они совершали земные поклоны вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, когда читали суры «Когда небо разверзнется…» и «Читай с именем твоего Господа…» [Муслим 578]. Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «Совершать земной поклон при чтении суры “Сад” необязательно, но я видел, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, совершил земной поклон, когда читал её» [Бухари 1069]. Передают со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что однажды в Мекке Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочёл суру «Звезда» и совершил земной поклон. Все, кто был рядом с ним, тоже поклонились, и только старый мужчина взял пригоршню камешек или земли и поднёс её ко лбу со словами: «С меня хватит и этого». ‘Абдаллах сказал: «Воистину, я видел, как он был убит, будучи неверующим» [Бухари 1067, Муслим 576]. Передают со слов Зайда ибн Сабита, что он прочёл Пророку, мир ему и благословение Аллаха, суру «Звезда», и тот не совершил земного поклона [Бухари 1073]. В другом длинном хадисе сообщается, что во время одной из пятничных проповедей ‘Умар ибн аль-Хаттаб, стоя на минбаре, читал суру «Пчёлы», и когда он прочёл аят с земным поклоном, то спустился с минбара и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним. В следующую пятницу он снова прочёл эту суру, и когда он прочёл аят с земным поклоном, то сказал: «О люди! Мы читаем аяты с земными поклонами. Кто совершает эти поклоны, тот поступает правильно. А кто не делает этого, тот не совершает греха». И в тот день ‘Умар не совершил земной поклон [Бухари 1077].
Из этих хадисов следует, что земные поклоны во время чтения Корана узаконены в отношении того, кто прочёл соответствующий аят, и того, кто слушал его, и между улемами нет разногласий по этому поводу. По мнению маликитов и большинства шафиитов, тот, кто слушал чтение Корана, может совершить земной поклон, даже если тот, кто прочёл соответствующий аят, не сделал этого [Мавахиб Аль-Джалиль 2/325, Дусуки 1/307, Маджму 3/552]. Большинство ханафитов и ханбалитов, напротив, считали, что если тот, кто прочёл аят с земным поклоном, не совершил его, то те, кто слушал его, не должны кланяться [Радд аль-мухтар 2/577-578, Мардави 2/194]. Ханафиты и шафииты также считают, что совершить земной поклон желательно, даже если человек услышал аят с земным поклоном, не имея намерения слушать Коран. По мнению маликитов и ханбалитов, если человек не имел намерения слушать Коран, то он не должен совершать земной поклон, и есть сообщения о том, что именно так поступали ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Имран ибн аль-Хусайн, ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, Сальман аль-Фариси и ‘Абдаллах ибн ‘Аббас [Ибн Абд-аль-Барр. Кафи [1]/77, Дусуки 1/307, Ширази 1/284, Мугни 2/367].
Имам Абу Ханифа считал, что земные поклоны при чтении Корана являются обязательными (ваджиб). По мнению большинства улемов, в том числе имамов Малика, аш-Шафи‘и и Ахмада, они являются желательными, но не обязательными. То есть, согласно ханафитскому мазхабу, кто сознательно не совершает земной поклон после прочтения соответствующих аятов, тот совершает грех, а согласно остальным трём мазхабам, он не совершает греха. Как пишет Ибн Рушд, Малик и аш-Шафи‘и в этом вопросе последовали за сподвижниками, которые лучше других понимали смыслы шариатских предписаний. Поэтому, когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб во время одной из пятничных проповедей прочёл такой аят, то сошёл с минбара и совершил земной поклон, и люди поклонились вместе с ним. А когда в следующую пятницу он снова прочёл такой аят и люди приготовились совершить земной поклон, то ‘Умар сказал: «Погодите! Поистине, Аллах не приказал нам совершать эти поклоны, если только мы сами не пожелаем этого». Это произошло в присутствии многих сподвижников, и нет сообщений о том, что кто-нибудь из них возразил ‘Умару [Бидая аль-муджтахид 1/516].
Совершать земной поклон желательно сразу после прочтения соответствующего аята, и нежелательно откладывать его до завершения чтения Корана. Аш-Ша‘би рассказывал, что сподвижникам не нравилось, если кто-то пропускал аят с земным поклоном или оставлял его прочтение на конец, чтобы потом совершить земной поклон [Ибн Абу Шейба 4223]. Для совершения земного поклона при чтении Корана вне молитвы достаточно произнести такбир, не поднимая рук, и совершить земной поклон так же, как во время молитвы. Абу Ханифа и некоторые ханбалиты, в том числе Абу аль-Касим аль-Хираки, считали, что при совершении земного поклона произносить такбир следует только один раз, когда опускаешь голову [Радд аль-мухтар 2/580, Мардави 2/197].
Согласно шафиитскому мазхабу, перед земным поклоном нужно произнести такбир и поднять руки, потом ещё раз произнести такбир и, не поднимая рук, совершить земной поклон, прочесть в нём необходимые зикры, потом снова произнести такбир и сесть, как это принято во время молитвы, а потом произнести таслим [Ширази 1/287, Нихая аль-мухтадж 2/100]. По мнению большинства законоведов, в том числе ханафитов, маликитов и ханбалитов, нужно произносить только два такбира: когда опускаешься для земного поклона и когда поднимаешься из него [Касани 1/753, Радд аль-мухтар 2/580, Мавахиб Аль-Джалиль 2/325, Шарх аль-мунтаха 1/523]. Однако, в отличие от маликитов, ханбалитские законоведы соглашались с шафиитами по поводу необходимости завершить земной поклон таслимом. Есть сообщения о том, что имамы аш-Шафи‘и и Ахмад высказывали это мнение. Согласно другим сообщениям, они не считали нужным произносить таслим после земного поклона. Этого же мнения придерживались Ибрахим ан-Наха‘и, аль-Хасан аль-Басри, Са‘ид ибн Джубайр, Яхья ибн Вассаб и Абу Ханифа [Мугни 2/363].
Если аят с земным поклоном прочитан во время молитвы, то предписание совершить земной поклон распространяется на того, кто молится отдельно, а также на имама и молящихся позади него, если имам совершает такой поклон. Если имам не совершил земного поклона, то молящиеся позади него не должны кланяться ни во время молитвы, ни после её завершения. И если аят с земным поклоном прочитал тот, кто молится позади имама, то ему не следует кланяться самостоятельно, потому что это нарушит его молитву позади имама. Некоторые законоведы также отмечают, что имаму нежелательно совершать такие земные поклоны, когда он читает Коран про себя, потому что это может привести в замешательство молящихся позади него [Мардави 2/199, Рухайбани 1/588]. По мнению маликитов, в обязательных молитвах вообще нежелательно читать аяты с земными поклонами, а если имам читает Коран про себя и собирается прочесть такой аят, то ему следует прочесть его вслух [Дардир [1]/21].
Законоведы всех четырёх мазхабов считают, что во время молитвы суджуд ат-тилява совершается сразу после того, как молящийся прочёл соответствующий аят. После этого нужно вернуться в положение стоя и продолжить чтение, чтобы отделить земной поклон от последующего поясного поклона [Касани 1/747, Радд аль-мухтар 2/584, Нафрави 1/389, Нихая аль-мухтадж 2/98, Шарх аль-мунтаха 1/523]. Согласно ханафитскому мазхабу, при чтении Корана в молитве вместо земного поклона разрешается совершить поясной поклон, после чего молящемуся следует выпрямиться и прочесть по крайней мере два или три аята, прежде чем он совершит поясной поклон [Касани 1/747, Радд аль-мухтар 2/586].
Во время поклона следует сказать субхана Раббийа ль-А‘ля или прочесть другие зикры, которые полагается читать во время земных поклонов. Также разрешается обратиться к Аллаху с разными мольбами. Передают со слов ‘Аиши, что во время земных поклонов при чтении Корана по ночам Пророк, мир ему и благословение Аллаха, много раз повторял слова: «Моё лицо склонилось перед Тем, Кто сотворил его и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи /Саджада ваджх-и ли-ллязи халяка-ху ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху би-хаули-хи ва куввати-хи» [Ахмад 25863, Насаи 718, Абу Давуд 1414, Тирмизи 580].
Большинство богословов считают, что при совершении земных поклонов во время чтения Корана обязательно соблюдать несколько условий: иметь намерение, находиться в состоянии ритуальной чистоты, совершать поклон в чистом месте, поворачиваться лицом в сторону киблы и прикрывать аурат [Куртуби 9/438, Мугни 2/358]. Что касается ритуальной чистоты, то, согласно аш-Шаукани, в священных текстах нет ясных указаний на это условие. Известно, что ‘Абдаллах ибн ‘Умар совершал такие поклоны без омовения, и аш-Ша‘би разрешал поступать так. Кроме того, в достоверных хадисах сообщается, что вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, эти поклоны совершали все, кто находился рядом с ним. При этом он не велел им совершить омовение, и трудно представить, что в это время все они находились в состоянии ритуальной чистоты [Найль аль-аутар [1]/533]. Что же касается обращения лицом в сторону киблы и прикрытия аурата, то эти требования следует соблюдать по мере возможности. По некоторым сообщениям, богословы были единодушны по этому поводу [Фикх ас-сунна [1]/155].