Ниспослание Корана пророку
Как уже было отмечено, Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, частями на протяжении более двадцати лет, что сделало его непохожим на предыдущие Священные Писания, которые были ниспосланы на землю целиком за один раз. Как только Пророку, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылались новые аяты, он распоряжался, чтобы они были записаны. Для этого у него было около сорока секретарей. Даже в самые тяжёлые периоды жизни, во время переселения из Мекки в Медину и во время военных походов, он не забывал брать с собой писаря и необходимые письменные принадлежности.
Первым, кто записал коранические откровения в Мекке, был ‘Абдаллах ибн Са‘д ибн Абу Сарх. Впоследствии он отрёкся от ислама и вновь уверовал только после освобождения Мекки. Первым, кто записал откровения в Медине, был Убайй ибн Ка‘б. В числе тех, кто записывал откровения, были Правдивейший Абу Бакр, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, ‘Усман ибн ‘Аффан, ‘Али ибн Абу Талиб, аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам, Халид ибн Са‘ид ибн аль-‘Ас и его брат Абан, Ханзаля ибн ар-Раби‘ аль-Асади, Му‘айкиб ибн Абу Фатима, ‘Абдаллах ибн аль-Аркам аз-Зухри, Шурахбиль ибн Хасана, ‘Абдаллах ибн Раваха и др. [Фатх Аль-Бари 9/22]. Абу Шама аль-Макдиси называет имена более двадцати сподвижников, которые записывали Коран для Пророка, мир ему и благословение Аллаха [Абу Шама [1]/46].
Во времена ниспослания Корана откровения записывались на финиковых листьях, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Эти записи делались по мере ниспослания аятов Аллаха, которое было смешанным. Не успевали завершиться аяты одной суры, как ниспосылались аяты и другой, и третьей, а Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разъяснял, в какую суру и куда именно следовало записать эти аяты. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, что ‘Усман ибн ‘Аффан сказал: «Бывало, что Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ниспосылались части разных сур, состоящих из множества аятов, и когда ему ниспосылалось что-то, он звал к себе одного из тех, кто записывал для него, и говорил: “Поместите это в суру, в которой говорится о том-то”» [Ахмад 399, Насаи 7953, Абу Давуд 786, Тирмизи 3086].
После того как писарь записывал откровение, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал ему прочесть его. Замечая ошибки, он сразу же исправлял их, и только после этого распоряжался оповестить остальных мусульман.
Для обеспечения сохранности Писания Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вдохновлял сподвижников заучивать Коран наизусть. Изречения о награде, которая обещана знатокам Корана, пробуждали в правоверных желание выучить коранические откровения и заслужить щедрое вознаграждение. Одни мусульмане знали наизусть весь Коран, другие знали только некоторые суры. Среди мусульман не было таких, которые не знали бы наизусть хотя бы несколько коранических сур. Всевышний сказал: «Нет, это ясные аяты в сердцах тех, кому дано знание, и только несправедливые отрицают Наши знамения» (сура 29 «Паук», аят 49).
Наряду с записью и заучиванием Корана наизусть для сохранения Писания Аллаха записи систематически сопоставлялись и сверялись. Наглядным примером этого было предъявление Корана в рамадане, когда ангел Джибриль приходил к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, чтобы повторить Коран вместе с ним. В этот период многие мусульмане проверяли свои знания и правильность своих записей.
Безусловно, процесс обучения Корану не ограничивался рамаданом. Самые знающие сподвижники обучали людей Писанию Аллаха и контролировали правильность их записей и чтения как при жизни Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, так и после его смерти. Это подтверждается следующим рассказом ‘Алькамы ибн Кайса (ум. 62/681): «Когда мы были в Химсе, Ибн Мас‘уд прочёл суру “Юсуф” и один человек сказал: “Она была ниспослана не так!” Ибн Мас‘уд сказал: “Я читал её самому Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он сказал: “Хорошо!” А потом Ибн Мас‘уд почувствовал от него запах вина и воскликнул: “Так ты возводишь ложь на Писание Аллаха и вдобавок пьёшь вино!?” А затем он подверг его установленному наказанию» [Бухари 5001].