Повиновение пророку Мухаммаду
Хорошо известно, что в основе религии Аллаха лежит свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — Посланник Аллаха». Каждый, кто засвидетельствует это и будет верен своему завету с Аллахом, войдёт в Рай. Однако Всевышний Аллах предписал людям не только произнесение этих слов, но и выполнение всех их требований. Свидетельство «нет божества, кроме Аллаха» требует от человека отречься от поклонения всему, кроме Аллаха, ибо только Он достоин молитв, обетов, жертвоприношений, мольбы и прочих форм поклонения. Кто же поклоняется кому-либо или чему-либо наряду с Аллахом, тот приобщает сотоварищей к Нему и обрекает себя на вечные страдания в Геенне. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает остальные [менее тяжкие] грехи тому, кому пожелает. А тот, кто придаёт сотоварищей Аллаху, измышляет великий грех» (сура 4 «Женщины», аят 48).
Свидетельство «Мухаммад — Посланник Аллаха» требует полной покорности Пророку ислама, мир ему и благословение Аллаха, во всем, что он провозгласил и установил от имени Всевышнего Аллаха. А кто отступает от установлений Пророка, мир ему и благословение Аллаха, тот впадает в ересь, которую Всевышний отвергает. Священный Коран гласит: «Пусть же остерегаются те, которые противятся воле [Мухаммада], как бы не постигло их искушение или постигли их мучительные страдания» (сура 24 «Свет», аят 63).
Аллах обязал правоверных любить Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и сделал любовь к нему частью веры. Он поставил любовь к нему в один ряд с любовью к Самому Себе, и поэтому мусульмане обязаны любить его сильнее, чем самих себя, свои семьи, своих детей или своё имущество. Великий и Могучий Аллах сказал: «Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши родственники, и приобретённое вами имущество, и торговля, застоя в которой вы боитесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не отдаст Своё повеление. Аллах не ведёт верным путём людей нечестивых”» (сура 9 «Покаяние», аят 24).
Мусульмане обязаны отдавать предпочтение словам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, перед своими словами, а его решениям — перед своими решениями, о чём сказал Всевышний Аллах: «О вы, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах — Слышащий, Знающий» (сура 49 «Покои», аят 1).
Они должны брать с него пример во всех своих делах и подчиняться его повелениям, потому что Всевышний Аллах сказал: «Но нет, клянусь твоим Господом, не уверуют они, пока не выберут тебя судьёй в спорах, возникающих между ними, а потом не испытают в душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью» (сура 4 «Женщины», аят 65).
В этом прекрасном аяте Аллах поклялся Самим Собой, сказав, что Его рабы не станут верующими до тех пор, пока не сделают Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, судьёй во всех спорных вопросах, как больших, так и малых. Однако Аллах не довольствовался этим, добавив, что для того, чтобы стать истинным верующим, недостаточно обращения на суд Пророка, мир ему и благословение Аллаха: люди не уверуют, пока в их сердцах не исчезнут стеснение и неудовлетворенность его решением и пока они не подчинятся ему полностью. Всевышний сказал: «Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушивается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение» (сура 33 «Полчища», аят 36).
Причина же этого в том, что Господь сделал Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, достойным образцом для подражания: «Воистину, в Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и много поминает Аллаха» ( сура 33 «Полчища», аят 21).
Этот аят — важный аргумент в пользу необходимости следования примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Его наследие — эталон, по которому оцениваются поступки, слова и убеждения людей. И для следования его примеру необходимо иметь твёрдые знания о его поступках и изречениях во всех областях религии и действовать согласно им. А уклоняются от повиновения Пророку, мир ему и благословение Аллаха, только маловеры, лицемеры и неверующие, чьи сердца поражены недугом и пороком. Всевышний сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но хотят судиться у тагута, хотя им велено не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (сура 4 «Женщины», аят 60).
Эти и многие другие аяты указывают на то, что повиновение Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, обязательно для каждого правоверного. Повинуясь ему, человек фактически повинуется Всевышнему Господу, поскольку выполняет Его приказ. Эта истина нашла своё отражение в Коране: «Тот, кто повинуется Посланнику, повинуется Аллаху, а если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя стеречь их» (сура 4 «Женщины», аят 80).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, обрадовал тех, кто покорился ему и последовал его путём, что они получат великую награду и добьются самой желанной цели — войдут в Райские сады и обретут вечное блаженство. В хадисе Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Все мои последователи попадут в Рай, кроме тех, кто отказался». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, кто же откажется от Рая?» Он сказал: «Кто повинуется мне, тот попадёт в Рай, а кто ослушивается меня, тот отказался» [Бухари 7280].
Славный сподвижник Убайй ибн Ка‘б говорил: «Следуйте путём благочестия и Сунны, ибо если раб, который следует путём благочестия и Сунны, помянет Аллаха и от страха перед Аллахом его глаза наполнятся слезами, то огонь никогда не коснётся его. И если раб, который следует путём благочестия и Сунны, помянет Милостивого и у него по коже пройдёт дрожь, то он станет будто дерево, листья которого высохли и опали от дуновения ветра, и его грехи сыпятся с него, как опадают листья этого дерева. Поистине, умеренно следовать путём благочестия и Сунны лучше, чем проявлять усердие, уклонившись от пути благочестия и Сунны. Так смотрите же, чтобы ваши дела, когда вы проявляете умеренность или усердие, соответствовали пути благочестия и Сунны» [Абу Давуд. Зухд 199, Хилья аль-аулия 1/253].
Эти тексты предостерегают людей от ереси и новшеств в религии, призывают их держаться вместе и неуклонно следовать прямым путём Посланника, мир ему и благословение Аллаха. А наряду с этим они подчёркивают важность Сунны как второго источника исламской религии.