Сура аль-Анам

وَهُوَ الَّذِي أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ نَبَاتَ كُلِّ شَيْءٍ فَأَخْرَجْنَا مِنْهُ خَضِرًا نُخْرِجُ مِنْهُ حَبًّا مُتَرَاكِبًا وَمِنَ النَّخْلِ مِنْ طَلْعِهَا قِنْوَانٌ دَانِيَةٌ وَجَنَّاتٍ مِنْ أَعْنَابٍ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُشْتَبِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۗ انْظُرُوا إِلَىٰ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَيَنْعِهِ ۚ إِنَّ فِي ذَٰلِكُمْ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ
6:99
Он — Тот, Кто ниспослал с неба воду. Посредством нее Мы взрастили растения всех видов. Мы выводим из них зеленые травы, а из них — расположенные одно на другом зерна. На финиковых пальмах из завязей вырастают свисающие низко гроздья. Мы взращиваем виноградники, оливки и гранаты, которые имеют сходства и различия. Взгляните на их плоды, когда они появляются и когда созревают. Воистину, в этом — знамения для людей верующих.

Все­выш­ний упо­мянул об од­ном из ве­личай­ших благ, в ко­торых нуж­да­ют­ся лю­ди и дру­гие тво­рения. Это — вы­паде­ние дож­дя, ко­торый про­лива­ет­ся на зем­лю, ког­да лю­ди нуж­да­ют­ся в нем. Пос­редс­твом дож­де­вой во­ды Ал­лах взра­щива­ет рас­те­ния, слу­жащие едой для лю­дей и кор­мом для жи­вот­ных. Тво­рения нас­лажда­ют­ся Его щед­ро­тами и ра­ду­ют­ся да­рован­но­му им про­пита­нию и Его ми­лос­ти. Они спа­са­ют­ся от за­сухи и не­уро­жая, и ра­дость оза­ря­ет их сер­дца и ли­ца. Ми­лос­ти­вый и Ми­лосер­дный Ал­лах осе­ня­ет их ми­лостью, ко­торая поз­во­ля­ет им нас­ла­дить­ся жизнью и обя­зыва­ет их усер­дно бла­года­рить То­го, Кто не­ус­танно ода­ря­ет их бла­гами, пок­ло­нять­ся Ему, стре­мить­ся к Не­му и лю­бить Его.

Пос­ле упо­мина­ния о де­ревь­ях и про­чих рас­те­ни­ях, ко­торые про­из­раста­ют бла­года­ря во­де, Все­выш­ний Ал­лах осо­бо от­ме­тил зла­ки и паль­мы, ко­торые при­носят тво­рени­ям ог­ромную поль­зу и обес­пе­чива­ют едой боль­шинс­тво лю­дей. Ал­лах взра­щива­ет зе­леные тра­вы, на ко­торых про­из­раста­ют зер­на пше­ницы, яч­ме­ня, ку­куру­зы, ри­са и дру­гих зер­но­вых куль­тур. Тес­ное рас­по­ложе­ние зе­рен свя­зано с тем, что на од­ном ко­лосе или по­чат­ке раз­ви­ва­ет­ся мно­жес­тво зе­рен, ко­торые не со­еди­нены во­еди­но. Бу­дучи от­дель­ны­ми зер­на­ми, они име­ют об­щее про­ис­хожде­ние, и упо­мина­ние об этом ука­зыва­ет на то, что уро­жай зер­но­вых яв­ля­ет­ся бо­гатым и дос­та­точ­ным для то­го, что­бы лю­ди мог­ли за­ново за­се­ять по­ля, за­пас­тись зер­ном и ис­поль­зо­вать зна­читель­ную часть уро­жая для при­готов­ле­ния пи­щи.

На паль­мах из за­вязей вы­рас­та­ют гроздья фи­ников, ко­торые опус­ка­ют­ся низ­ко и лег­ко дос­та­ют­ся тем, кто же­ла­ет их сор­вать. Сор­вать фи­ники не пред­став­ля­ет осо­бого тру­да, ибо, ес­ли да­же паль­ма яв­ля­ет­ся вы­сокой, на нее лег­ко заб­рать­ся по вы­сох­шим ши­роким ос­но­вани­ям вет­вей. На­ряду с паль­ма­ми Все­выш­ний Ал­лах бла­года­ря дож­де­вой во­де взра­щива­ет ви­ног­радни­ки, олив­ко­вые ро­щи и гра­нато­вые са­ды. Эти де­ревья то­же при­носят боль­шую поль­зу и за­нима­ют важ­ное мес­то в жиз­ни лю­дей. Имен­но по­это­му Ал­лах вы­делил их из чис­ла ос­таль­ных де­ревь­ев и рас­те­ний.

Ал­лах со­об­щил, что они име­ют сходс­тва и раз­ли­чия. Су­щес­тву­ет мне­ние, что это от­кро­вение от­но­сит­ся к олив­кам и гра­натам, по­тому что эти де­ревья и их листья име­ют боль­шое сходс­тво, хо­тя их пло­ды силь­но от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га. Сог­ласно дру­гому тол­ко­ванию, оно от­но­сит­ся ко всем де­ревь­ям и фрук­там. Не­кото­рые из них име­ют мно­го об­ще­го, а не­кото­рые со­вер­шенно не по­хожи. Од­на­ко все они при­носят поль­зу ра­бам, дос­тавля­ют им удо­воль­ствие, уто­ля­ют их го­лод и слу­жат для них на­зида­ни­ем. Имен­но по­это­му да­лее Ал­лах при­казал за­думы­вать­ся над пло­дами и фрук­та­ми. Это от­но­сит­ся ко всем фрук­то­вым де­ревь­ям в це­лом и к фи­нико­вым паль­мам в час­тнос­ти.

Пос­мотри­те, как на них за­вязы­ва­ют­ся пло­ды и как они соз­ре­ва­ют. В этом дей­стви­тель­но зак­лю­чено мно­жес­тво зна­мений, сви­детель­ству­ющих о ми­лос­ти Ал­ла­ха, Его без­гра­нич­ном ми­лосер­дии, аб­со­лют­ном мо­гущес­тве и осо­бом вни­мании по от­но­шению к Сво­им ра­бам. Од­на­ко да­леко не каж­дый из­вле­ка­ет из это­го уро­ки и за­думы­ва­ет­ся над эти­ми зна­мени­ями, и не каж­дый, кто за­думы­ва­ет­ся над ни­ми, пос­ти­га­ет за­ложен­ный в них смысл. Вот по­чему Ал­лах от­ме­тил, что из­вле­ка­ют поль­зу из зна­мений толь­ко пра­вовер­ные. Ве­ра по­буж­да­ет их со­вер­шать пра­вед­ные де­ла, ко­торые яв­ля­ют­ся ее неп­ре­мен­ным ус­ло­ви­ем и обя­затель­ным тре­бова­ни­ем. Од­ним из них яв­ля­ет­ся раз­мышле­ние над Его зна­мени­ями и пос­ти­жение их ис­тинно­го смыс­ла, в поль­зу ко­торо­го сви­детель­ству­ют ра­зум, ес­тес­тво и ша­ри­ат.