Толкование скрытого смысла Корана
Приверженцы некоторых течений, причисляющие себя к мусульманам, при толковании коранических откровений ищут в них скрытый смысл, не совпадающий с их очевидным смыслом или даже противоречащий ему. В мусульманском богословии их принято называть батынитами. Это название произошло от арабского слова батын ‘сокрытый, внутренний’.
Комментатор Корана и законовед ханафитского толка Абу Хафс ан-Насафи сказал: «Тексты толкуются по их явному смыслу, и отступление от него в сторону значений, о которых говорят батыниты, — это ересь и безбожие». Комментируя это высказывание, известный филолог и богослов Мас‘уд ибн ‘Умар ат-Тафтазани пишет: «Батыниты — это безбожники. Их называют батынитами, потому что они считают, что тексты не следует понимать в соответствии с их явным смыслом и что у них есть скрытые смыслы, которые известны только посвящённым. Поступая так, они ставят целью полное отрицание Шариата». Далее он пишет: «Что же касается слов некоторых учёных, доискивающихся истины, полагающих, что хотя тексты и понимаются в соответствии с их явным смыслом, но в них могут быть скрытые указания на тонкости, которые открываются людям, живущим правильно, и которые можно совместить с явными смыслами, то в этом — полнота веры и познания» [Тафтазани [1]/105-106].
Это подтверждается словами Ибн ‘Аббаса, переданными Ибн Абу Хатимом: «В Коране есть стороны и искусства, явные и скрытые. Их чудесам нет конца, и предела их не достичь. Кто углубляется в них осторожно, спасётся, а кто обходится с ними грубо, погибнет. Сюда относятся предания, притчи, запретное и дозволенное, отменяющее и отменённое, ясное и запутанное, явное и скрытое. Внешняя сторона Корана — чтение, а внутренняя — истолкование. Учёные сидят над Кораном, а глупцы сторонятся его» [Иткан [1]/778, Учение о толковании Корана [1]/88-89].
Сообщается, что Абу ад-Дарда сказал: «Человек не станет сведущим в религии, пока не увидит у Корана разные стороны». ‘Абдаллах ибн Мас‘уд сказал: «Кто желает познать науки первых и последних, пусть исследует Коран» [Заркаши 1/454]. Абу Хамид аль-Газали же передал слова ‘Али ибн Абу Талиба: «При желании я мог бы нагрузить семьдесят верблюдов толкованием суры “Открывающей Писание”» [Газали [1]/342].
Аз-Заркаши пишет: «Это свидетельствует, что понимание смыслов Корана — это широкое поле и необозримый простор, что переданное из явного толкования — не предел постижения Корана. Передача и слушание необходимы для толкования явного, чтобы избежать возможных ошибок. После этого идёт расширение и углубление понимания. Не позволительно пренебрегать изучением явного толкования, оно обязательно как начальный этап, ибо нет надежды проникнуть в скрытое прежде усвоения явного. Тот, кто претендует на понимание тайн Корана и при этом не является знатоком явного толкования, похож на человека, который утверждает, что он уже достиг центра дома, хотя ещё не вошёл в дверь» [Заркаши 2/155, ср.: Учение о толковании Корана [1]/89].